Мужская берлога

Алла Жданова: Художник и два поэта. Перекресток судеб

Григорий Григорьевич Гагарин с 1859 г. был вице-президентом Академии художеств (президентом являлась  великая княгиня Мария Николаевна)

Должность вице-президента академии занимал до 1872 г. В Академии художеств князь пользовался огромным влиянием, потому что благоволившая к нему великая княгиня Мария Николаевна всегда шла на поводу у Гагарина. Злые языки даже рассказывали, что князь был безответно влюблен в дочь и сестру императора, которая хотя и не отвечала взаимностью, но ценила и уважала своего титулованного и сверх меры талантливого поклонника.

Эпизод из сражения при Валерике.
Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин

Григория Гагарина называли художником от Бога, принцем кисти и карандаша. Одинаково виртуозно, быстро и точно он создавал портреты своих друзей и сослуживцев (а порой и карикатуры), делал бытовые зарисовки, писал пейзажи и батальные полотна, а также стремился запечатлеть жанровые сцены своего времени

«Кавказские типы» Гагарина давно стали классическими изображениями, а наскоро сделанные зарисовки балов и великосветских вечеров уже полтора столетия украшают исторические монографии и энциклопедии.

Душу князя Г. Гагарина волновало многое – будь то каналы Венеции, произведения Байрона и Лермонтова, пестрые улицы Москвы, религиозные или исторические  сюжеты, лики прекрасных дам, горы и обитатели Кавказ. Он много путешествовал и все увиденное старался запечатлеть на холсте, так как мы сейчас это делаем с помощью фотоаппаратов. Как  архитектор   и художник  он особенно проявил себя при росписи Сионского собора в Тифлисе, построил и расписал церковь в Хасавюрте (Дагестан);  церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани,  Грозном,  Боржоме,  Алагире,  Ейске,  Темир-Хан – Шуре (ныне Махачкала);  Екатеринодаре.

Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей  Великой Княгини Mapии Николаевны (1856) и принца Ольденбурского в Петербурге, а также, как уже упоминалось,  в церкви  его  имения  в Сучках…
Свыше двух тысяч акварелей, рисунков, картин – таково его творческое наследие. Его произведения хранятся не  только в Русском музее, но и в Третьяковской галерее, музее А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее.
Для нас особое значение имеет и тот  факт, что на жизненном пути Григория Григорьевича, как  перекрестке  карачаровского  парке, сошлись, правда,  в разное время творчество и судьбы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
9 ноября 1832 Григорий Григорьевич  писал матери: «Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы».

Одновременно в дневниковых записях А.С. Пушкина появляется:
Ок.9 ноября – знакомство с кн. Г.Г. Гагариным, чиновником мин-ва ин.дел и художником, который будет иллюстрировать стихи (Руслан и Людмила и др).

Подчеркиваем – иллюстрирование  произведений  А.С.Пушкина было безвозмездным.

В конце 1830 года Григорий Гагарин сблизился с Михаилом Лермонтовым, чьи произведения тоже  иллюстрировал. В  1839 г.  Гагарин Г.Г. отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев  В 1841 году Гагарин получил орден “В награду личной храбрости и хладнокровного мужества”. Николай I приказал зачислить его в гусарский полк поручиком.

Известно совместное произведение М.Ю.  Лермонтова  и  Г . Г .  Гагарина,изображающее один из эпизодов  сражения при реке  Валерик  11 июля 1840 г.
Лермонтов  выполнил рисунок композиции, а  Гагарин  дописал его акварелью. под изображением рукой Г. Гагарина  выведено по-французски: (рисунок  Лермонтова , раскрашенный акварелью мною во время моего выздоровления в Кисловодске). В рисунках  Гагарина  много подкупающей простоты, естественности, легкости и изящества; как было справедливо отмечено одним из первых исследователей творчества  Гагарина , «улыбка жизни играет в его рисунках».

1841 год, Пятигорск. Лермонтов, Гагарин  и их товарищи молоды, и не только военные действия заполняли их время.

Чтобы хоть как-то скрасить  однообразную жизнь на Водах, молодые люди устраивали игры,  пикники,  балы. Лермонтов был, что называется, заводилой. Для приезжей молодёжи среди прочих был открыт дом генерала  Верзилина.

Лермонтова, как и других молодых людей, в дом  Верзилиных  привлекали три молодые барышни: Эмилия – 26 лет,  Аграфена  – 19 и Надежда – 15. Особенно заинтересовала поэта старшая сестра Эмилия Александровна.

Один из современников вспоминал: “Лермонтов с первого дня появления в доме  Верзилиных  оценил по достоинству красоту Эмилии Александровны и стал за ней ухаживать. Марья Ивановна (её мать) отнеслась к ухаживанию за её старшей дочерью с полной благосклонностью, да и сама m-lle Эмилия была не прочь поощрить его искательство”.

Но вдруг девица переменила фронт, она предпочла Лермонтову Мартынова. С этого времени, а именно с конца июня, стали появляться одна за другой эпиграммы, написанные Лермонтовым в адрес Мартынова.
Был ещё один повод для обид Мартынова. Это – альбом карикатур и шаржей на разных людей из компании Лермонтова. Но больше всего рисунков было посвящено Мартынову.
В злополучный вечер 13 июля 1841г. в доме у Верзилиных произошла ссора, закончившаяся так трагически для поэта.

По рассказу Эмилии Александровны, Лермонтов обратился к ней по-французски: “m-lle Эмилия, прошу Вас на один только тур вальса, последний раз в моей жизни”,  “Ну уж так и быть, в последний раз, пойдёмте”.  М.Ю. дал мне слово не сердить меня больше, и мы, повальсировав, уселись мирно разговаривать: Ничего злого особенно не говорили, но смешного много».

Мартынов, наблюдая это со стороны,  побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом, он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: “Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах”, на что Лермонтов спросил: “Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?”, Мартынов ответил решительно: “Да!” – и тут же назначил день.

В июле 1841  г.  Григорий Григроьевич не был свидетелем дуэли или смерти  Лермонтова, поскольку его не было в Пятигорске.  Попав снова в Пятигорск, возможно, осенью 1841  г., художник сделал серию рисунков, зафиксировав многих лиц,  причастных к дуэли  Лермонтова  с Мартыновым.
Эти рисунки можно назвать  расследованием  обстоятельств дуэли князем  Гагариным.

На заглавном фото – картина, изображающая эпизод сражения при Валерике. Приписано по-французски: “Рисовал Лермонтов, раскрашивал акварелью Гагарин”

Автор Алла Жданова

Источник