Контрнаблюдение

Анатолий Тарас о выявлении слежки и уходе от нее

Слежка – дело утомительное и отнюдь не простое. Хотя во вспомогательных целях могут использоваться даже дети, обычно наружное наблюдение осуществляют взрослые люди с неплохими физическими данными, то есть лет 20-50. Наблюдатели не имеют никаких особых, бросающихся в глаза примет. Их главная примета – неприметность.

Время от времени они меняют одежду, прически, очки, используют парики, накладные бороды или усы. Все эти предметы могут находиться в сумке на плече, и замена может требовать буквально нескольких секунд в темном подъезде. Обратите внимание: нижнюю часть гардероба так запросто не заменишь, и она обычно остается прежней, – брюки, туфли, юбки… Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие незаметно общаются с помощью переговорных устройств или мобильных телефонов. Неприметность и внешнее спокойствие не означают невозмутимости. Филер подобен страстному охотнику, он возбужден, и это может сослужить ему дурную службу.

Если при выходе из метро перед вами мелькнуло лицо, которое вы видели полтора часа назад близ офиса вашего клиента, это вряд ли случайное совпадение, – скорее всего, свидетельство примитивно организованной слежки. Филеры обычно избегают прямых взглядов и, встретившись все же глазами с объектом, могут резко изменить направление движения. Однако квалифицированная слежка проводится достаточно многочисленной группой, чтобы никто из ее участников не засветился дважды у вас на маршруте.

Филеры часто выдают себя, когда теряют визуальный контакт с объектом слежки: при этом их поведение, – в отличие от обычных прохожих, – сразу меняется. В минуты, когда вас с филером разделяет непрозрачное препятствие, он может поднести ко рту микрофон или “мобильник”, чтобы передать вас коллеге. Потеряв вас из виду, филер занервничает, ускорит шаг и даже побежит. Необычное поведение филеров используют для обнаружения слежки. Маршрут для выявления слежки заранее подбирают с учетом мест, где возможный филер обязательно потеряет визуальный контакт с объектом. Проще всего, зайдя за угол, замереть на месте. Филер будет неприятно удивлен, когда, отдуваясь и пыхтя, завернет за угол следом за вами и обнаружит ваш спокойный, изучающий взгляд. Такой вариант плох тем, что противник будет знать: вы выявили слежку. Подобные ловушки лучше продумать заранее и сделать их более изощренными: вы должны получить возможность наблюдать за суетящимся филером в то время, когда он не видит вас. Подумайте, что подойдет для этого лучше – окно подъезда, витрина закусочной или густой куст. Обычно несложно заманить филера в проходной двор, – хоть и на приличной дистанции (30-60 метров), но он проследует за вами из опасения потерять.

Помните, что маршрут не должен насторожить противника своей необычностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить слежку. Другое требование к маршруту – его достаточная протяженность и сложность. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки 0,75-2 часа, при этом должны иметь место пересадки в общественном транспорте, смена направления движения, прогулки как по людным (здесь филер держится на дистанции 3-5 метров), так и по пустынным улицам (филер позади вас на дистанции 50-100 метров).

Учтите, что непосредственно у вас на хвосте может висеть лишь один филер, однако другой может находиться поблизости, – например, идти параллельной улицей. Как вариант маршрута для обнаружения слежки можно предложить объезд обувных или галантерейных магазинов. Противник может находиться в соседнем вагоне метро, ехать за вашим троллейбусом на автомобиле. Ваша задача – распылить преследователей и спровоцировать оставшихся на непривычные для нормальных людей поступки. Это проще сделать в центре большого многолюдного города, где пробки затрудняют продвижение автомобилей. Отделаться от филеров на автомашинах или мотоциклах поможет и ваше с клиентом движение по улице с односторонним движением – против движения, разумеется!

Не нужно резко оборачиваться и менять направление движения на противоположное: филеры заподозрят, что вы почувствовали слежку, и станут осторожнее. Вам еще труднее будет их выявить. Ведите себя так, чтобы усыпить их бдительность. Ваш вид должен быть безмятежным; при этом вы можете изображать бурную деятельность по покупке, например, обуви: примеряйте, советуйтесь с продавцом, просите отложить данную пару… В поисках нужного отдела в универмаге вы попадете сперва, конечно, не в обувной отдел и вынуждены будете развернуться, – вот теперь вам никто не мешает рассмотреть людей, идущих вам навстречу!

Бросить обоснованный взгляд назад удобно перед преодолением пешеходного перехода: вы ожидаете, пока проедут машины и в эти же секунды “засекаете” всех, кто идет за вами по тротуару. Аналогичный вариант – остановиться на автобусной остановке и обернуться: где там этот автобус? Еще вариант – вы снимаете трубку уличного таксофона и как бы между прочим (рассеянно) обозреваете улицу позади себя. Особенно удобно, если таксофон находится сразу за углом или во дворе, у подъезда многоэтажки. Возможно, кто-то из прохожих под вашим взглядом резко отвернется или неожиданно завернет в магазин. Возможно, кто-то попадется вам спустя час совсем в другой части города. Есть шанс обнаружить необычное поведение окружающих, используя витрины в качестве зеркал: подойдите к газетному киоску, ресторану. По центральным улицам можно довольно долго двигаться вдоль витрин, скользя по ним боковым зрением. Иногда может выручить мост, на который поднимаются по маршевой лестнице: здесь никто не помешает бросить взгляд вниз со своего марша. Изменить направление удастся, прогуливаясь в сквере с асфальтовыми дорожками во все стороны. Оправданный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь – магазина, станции метро, подъезда. Места проверок лучше спланировать на маршруте заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихорадочной импровизации.

Поднимайтесь в автобусы и трамваи через задний вход и оставайтесь на задней площадке: если филер рискнет сесть в тот же транспорт, он окажется впереди вас (поднимется через переднюю дверь) или рядом, причем в этом случае постарается встать за вашей спиной. В общественном транспорте можно вполне обоснованно (от нечего делать) рассматривать других пассажиров, чем вы и воспользуетесь. Кто на остановках бросает быстрые взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы внезапно покинете салон? Однако филер может воспользоваться другим транспортом, обычно такси. Обратите внимание, не “прилепилась” ли к автобусу легковушка, которой ничто, кажется, не мешает ехать быстрее? Спускаясь на эскалаторе, вам следует встать к клиенту лицом, на ступеньку ниже. Тогда все пассажиры, ставшие на ленту позднее, окажутся перед вами, как на ладони. Кто в ожидании поезда то и дело захватывает вас боковым зрением, опасаясь, что вы вдруг броситесь наверх, к выходу? Учтите, что в метро филеры садятся обычно в соседний вагон и наблюдают за объектом оттуда, привлекая минимум внимания. Необходимость связаться по радио с коллегами может выдать филера, когда вы затеете пересадку на другую линию. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями, да и просто с ладонью возле рта, – там может быть зажат приемопередатчик.

Один в поле не воин. При серьезных опасениях расставьте в магазинах, автомобилях и закусочных (в нескольких проверочных точках маршрута) своих коллег, а затем опросите их, кто за вашей спиной показался им подозрительным. Попросите жену клиента отмечать, какие автомобили отъезжают от дома сразу после того, как вы с клиентом отправляетесь по делам. Не начали ли сшиваться в прежде пустынном подъезде какие-то личности?

Если вам удалось обнаружить пешую слежку, незаметно сообщите об этом шефу и попросите его повторять ваши маневры, направленные на отрыв. Уведите шефа в многолюдное место и попытайтесь там затеряться; меняйте общественный транспорт, покидая его в последний миг перед закрытием дверей на остановке; свернув за угол, резко ускорьте шаги, сверните в подворотню, воспользуйтесь черным ходом магазина, проходным подъездом; можете, напротив, подкараулить следящего за углом и провоцировать его на скандал.

Слежку за автомобилем проводят по меньшей мере двое в одной машине. Этим редко занимаются бритоголовые амбалы, более эффективна для этой цели женщина с ребенком. Однако на одной машине много не выследишь, и обычно нужны хотя бы две, а лучше три. Иными словами, для первоклассного наблюдения нужны немалые деньги. Тогда, меняясь, машины смогут вести объект по городу, передавая друг другу, чтобы не примелькаться. Первоклассное наблюдение осуществляют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщину, на нескольких машинах. Между собой они связывается по радио и кодированными жестами. При использовании лишь двух машин обе идут позади справа и слева от объекта и время от времени меняются местами. Если имеются 3-я и 4-я машины, они либо поджидают вас где-то на маршруте, чтобы принять “эстафету” у коллег, либо следуют параллельными улицами и в любой миг готовы заменить 1-ю и 2-ю машины. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в переулок и какое-то время выжидают. Если у вас тренированная на автомобили и госномера память, вас этим трюком не проведешь. Для слежки могут использоваться автофургоны, мотоциклы, а во дворах и многолюдных местах с ограниченной скоростью движения и велосипеды. Подключают к наблюдению и детей, которых увлекает такая “игра”, особенно если за нее обещаны деньги.

При наблюдении высокого уровня часто используют специальные радиосигнализаторы, которые не дают потерять вашу машину в оживленном транспортном потоке. Это биперы, которые передают в эфир резкие гудки “бип-бип-бип” и крепятся куда угодно, – обычно на задний бампер, часто с помощью магнитика. “Дальнобойность” бипера – до 8 км, и даже в Москве вам сложно будет потеряться из виду, имея такого электронного соглядатая. Не забудьте об этом, осматривая автомобиль клиента.

Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем безо всяких бросающихся в глаза излишеств, – не совсем чистые, не совсем новые, неяркой расцветки, не слишком большие, но и не слишком маленькие. За рубежом часто используют взятые напрокат машины, но обычно не более одного раза. Однако если машина расписана рекламой прокатного пункта, вряд ли она участвует в слежке. Такие автомобили часто оборудованы биноклями и приборами ночного видения (самый распространенный российский ПНВ напоминает бинокль, надеваемый на голову). Примитивный ПНВ не обеспечивает резкой видимости, как днем, но обнаруживает в кромешной тьме силуэты и позволяет уверенно передвигаться без единого огонька. В машинах слежения используются также раздельные выключатели передних и задних осветительных приборов.

Имейте в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать марки и госномера автомобилей, чем их водителей.

Чтобы обнаружить слежку, неожиданно меняйте направление, рядность и скорость движения и следите, как отреагировали на это окружающие. Сворачивайте к тротуару, за угол и останавливайтесь. Делайте это так, чтобы в любую минуту иметь возможность возобновить движение, – имейте пространство для разворота и не глушите двигатель. Дело в том, что слежка может осуществляться и с целью нападения. Так, похищение Альдо Моро обеспечивали 12 человек на 5 автомашинах и одном мотоцикле. В темноте, если противник не использует ПНВ, можете спрятаться, выключив наружное освещение и убрав ногу с педали тормоза; скорее всего, противник проследует мимо, и вы сможете уехать в противоположном направлении: Удобен прием совершения бессмысленных маневров: разворот на 360°, съезд с автострады и возвращение на нее и так далее. Если кто-то за вами следит, ему придется повторить ваши уже и не такие бессмысленные действия. Другой способ выявления слежки: сделайте вид, что собираетесь остановиться на предупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочите перекресток: в этом случае следящий выдаст себя с головой, промчавшись за вами на красный свет.

Если вы уже не сомневаетесь, что противник висит на хвосте, будьте готовы к дорожному инциденту. Увеличьте дистанцию от других машин. На светофоре не вставайте вплотную за другими автомобилями, иначе при нападении вы не сумеете ни развернуться, ни сбить противника резким маневром вправо, ни уйти от него маневром влево.

Попытайтесь уйти от слежки с помощью неожиданных поворотов, перестраивания из ряда в ряд, проезда на красный свет, хорошего знания проходных дворов и лабиринта старой части города. Достаточно эффективен способ неожиданного разворота, который совершают, не включая указатели поворота. Не готовый к вашему развороту противник проедет дальше в потоке машин. Другой вариант – ваш внезапный въезд под “кирпич”, на улицу с односторонним движением. При грубом нарушении правил появляется надежда, что вас заметят сотрудники ГАИ; если вы их видите, можете демонстративно выкинуть фортель, который приведет их в ярость. Когда они вас остановят, сообщите о причине своего странного поведения. Если вы охраняете клиента не в одиночку, при обнаружении слежки свяжитесь со штабом своей охранной команды и вызовите машину с телохранителями.

В редких случаях противник предпочитает открытую слежку, – обычно тогда, когда, как полагает противник, деваться вашему клиенту некуда. Так оказывают психологическое давление. Выявление такой слежки не составляет проблемы, однако уйти от нее трудно, ведь филерам не нужно скрываться. Подобная наглость противника часто свидетельствует о скором нападении. Узнайте у клиента, осталась ли хоть минимальная возможность договориться с противником. Напомните, что худой мир лучше доброй ссоры.

Источник http://www.e-reading.club