Деловая разведка

Информация. Методика информационно-аналитической работы. Часть 1

В серии публикаций “Информация” мы рассмотрим широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения информационно-аналитической работы.

Разберем основные понятия, выбор методов исследования, структура и содержание этапов информационной и аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и обеспечение их защиты.

Эти публикации будут интересны, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой информационно-аналитической работы:  сотрудникам правоохранительных органов и частных служб безопасности, работникам аналитических служб, журналистам.

Логика процесса исследования

Опираясь на систему методологических прин­ципов, исследователь определяет:

  1. объект и предмет исследования;
  2. последовательность их решения;
  3. применяемые методы.

Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

а) эмпирический;

б) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: фак­ты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, яв­ления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмыс­ленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

  • первая стадия — это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
  • вторая стадия — это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включа­ет в себя:
  1. осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
  2. классификация фактов и выявление основ­ных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

  • критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несуществен­ных деталей;
  • описание каждого факта научным языком;
  • отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тен­денции развития;
  • классификацию фактов по видам изучае­мых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
  • вскрывает наиболее очевидные связи меж­ду отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые ха­рактеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явле­ний.

Далее на этом этапе осуществляется прогно­зирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принци­пы действия, рекомендации о практическом воз­действии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах на­учного исследования:

«Изучать» — значит:

  1. не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изу­чаемого к тому, что известно;
  2. измерять все, что подлежит измерению;
  3. определять место изучаемого в системе из­вестного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
  4. находить закон;
  5. составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
  6. проверять гипотезы опытом;
  7. составлять теорию изучаемого».

Теоретический уровень исследования вклю­чает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в опреде­ленные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка про­блемы. Это значит:

  • определить известное и неизвестное, фак­ты, объясненные и требующие объяснения; фак­ты, соответствующие теории и противоречащие ей;
  • сформулировать вопрос, выражающий ос­новной смысл проблемы, обосновать его актуаль­ность и важность для науки;
  • наметить конкретные задачи, последова­тельность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя выявить при­чины явлений, законы, ими управляющие. Поэ­тому и основной разновидностью гипотезы явля­ется предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развива­ется далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательст­ве — его суть состоит в подтверждении или опро­вержении выдвигаемых положений теоретичес­кими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

  • получение и описание фактов — постановка научных проблем;
  • выдвижение гипотез новых идей и положе­ний;
  • формирование теории, органическое вклю­чение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновремен­но и начало нового цикла, ведущего к дальней­шему развитию и обогащению теории.

Методический замысел исследования и его основные этапы

Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле­менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в ло­гический порядок:

  • цель, задачи, гипотеза исследования;
  • критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
  • определяется последовательность примене­ния этих методов, порядок управления ходом экс­перимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

  1. выбор проблемы и темы;
  2. определение объекта и предмета, целей и задач;
  3. разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

  1. выбор методов и разработку методики ис­следования;
  2. проверку гипотезы;
  3. непосредственно исследование;
  4. формулирование предварительных выво­дов, их апробирование и уточнение;
  5. обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на ос­нове внедрения полученных результатов в прак­тику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности ис­следования и своих возможностей. Чем характе­рен каждый этап работы?

Первый этап состоит из выбора области сфе­ры исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, но­визной, перспективностью и т. д.), так и субъек­тивными — опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностя­ми, складом ума и т. д.

Проблема исследования принимается как кате­гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема в ней отражается проблема в ее харак­терных чертах. Удачная, четкая в смысловом от­ношении формулировка темы уточняет пробле­му, очерчивает рамки исследования, конкретизи­рует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект это совокупность связей, отноше­ний и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необхо­димой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и вклю­чает только те связи и отношения, которые под­лежат непосредственному изучению в данной ра­боте, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько пред­метов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точ­но, в смысловом отношении выражая то основ­ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявле­нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу­ры изучаемого объекта.

Втораяс анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной про­верки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практи­ческими аспектами работы, с проблемой управ­ления исследуемым объектом.

Продолжение следует..

Автор Кузнецов И.А.

Источник  “Информация: сбор, защита, анализ”.Учебник по информационно-аналитической работе.

Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое выс­шее военно-политическое училище и педагогичес­кий факультет Московской военно-гуманитар­ной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата историчес­ких наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.

В 1993—1995 гг. — старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. — доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного уни­верситета.

Разработал и преподает авторские курсы: «Ме­тодика научных исследований», «Информацион­но-аналитическая работа», «Технология делового общения», «Безопасность государства», «Методи­ка и организация интеллектуальной работы».

Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граж­дан, пострадавших в годы сталинского террора.

В 1991 — 1999 гг. вышли книги И. Н. Кузнецова: «Репрессии 30—40-х годов в Томском крае», «Знать и помнить (историческое исследование репрессий и реабилитации жертв террора)», «Воз­вращение памяти», «Без грифа «секретно», «Тай­ны истории», «Конвейер смерти», «Страницы ми­нувшего», «История государства и права России», «История государства и права Белоруссии» (в со­авторстве), «Неразгаданные тайны».

И. Н. Кузнецов — автор учебных и учебно-методических пособий: «Научное исследование», «Методика подготовки и защиты диссертации», «Научные работы: методика подготовки и офор­мления», «Диссертационные работы (магистер­ские, кандидатские и докторские диссертации)», «Технология делового общения», «Риторика», «На­учные работы».