История и традиции

Батыры. Қанжығалы Бөгенбай-батыр

25 июля 1991 года, в Ерейментауском районе Акмолинской области пышно отпраздновали 300-летие славного полководца Канжыгалы карт Богенбая. Это о нем в свое время сказал златоуст Бухар-жырау: «Защита и опора казахов». Кто этот человек?

Степные мудрецы говорили: «Лучше оставить после себя доброе имя, чем горы злата». Некоторые не слышали о такой пословице, а кто ее знает, просто не придает значения этому точному народному выражению.  В любом случае то, что в 1991 году народ все-таки отметил юбилей героя, еще раз подтверждает непреходящую народную мудрость: «Караван истории составляют человеческие судьбы». А возглавляют его лучшие люди нации, которые прославляют ее.

Одной из таких личностей и был Богенбай-батыр

Богенбай батыр – один из крупных военачальников XVIII века, прославленный полководец эпохи Абылай хана. Как полководец он снискал огромный авторитет и уважение среди казахских воинов, прозвавших его «Канжыгалы Богенбай».

Богенбай батыр родился на берегу Сырдарьи в 1680 году. Его дедом был Альдекун, отцом – Акча, а матерью – Баяу. У Богенбая было два сына – Тураналы и Турымбет.

В первой половине XVIII века вместе с батырами Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими он боролся за независимость своего народа, не раз показывая безмерную храбрость в битвах с джунгарами, а затем в освобождении своей земли от китайских завоевателей.

В 1725–1727 годах, защищая Туркестан – столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. Молодой Богенбай проявил себя как искусный воин в нескольких битвах с башкирами, джунгарами и хивинцами. Успехи юного батыра имели под собой почву. Его отец Акча был знатным человеком среди соплеменников, в совершенстве знал тактику ведения боя малым отрядом, придавал большое значение использованию особенностей местности. Кроме того, он не гнушался «черной» работы – был известным кузнецом по ковке сабель и кинжалов – акинаков. А еще был Акча поэтом-импровизатором.

Все эти достоинства получил в наследство Богенбай. Своим красноречием он мог организовать людей, учил аульчан обращаться с оружием. В юности Богенбай воспитывался вместе с детьми хана Аз-Тауке, что тоже оказало на него благотворное влияние. Став взрослым джигитом, Богенбай часто ездил по степным аулам улаживать межродовые споры, участвовал в курултаях – собраниях биев. Приходилось ему и возглавлять отряды сарбазов по отражению внезапных вторжений врагов. С годами начало складываться собственное окружение Богенбай батыра. Оно состояло из его родных братьев – Колбая, Маймасара, Таймасара, и ближайших родственников Атана, Жантая, Досая, Томаша, Умбетей акына. Эти молодые люди составили ядро отряда, который впоследствии в народе нарекли «канжыгалынын кырык батыры» сорок батыров из рода Канжыгалы.

В 1710 году, в Каракумах, близ Аральского моря, Богенбай батыр был избран предводителем ополчения всех трех казахских жузов для борьбы с джунгарскими захватчиками. Было это в пору правления Тауке-хана. Выбор был не случаен. Сам хан Тауке, его сподвижники-султаны, бии-мудрецы Толе, Казыбек, Айтеке обратили внимание на молодого батыра. В скупых словах его заметны были прямота и ум, во взоре отвага, в поступи решительность и сила. Предпочтение, отданное Богенбаю перед другими военачальниками, оказалось не только верным, но и во многом решающим для изменения соотношения сил в кровавой борьбе с дженгарами. После того, как Богенбай объединил под своим началом силы всех трех жузов и повел их в решительные сражения на врага, перевес казахов в них оказался заметным.

В 1712 году в местности Сарайлы, у берегов реки Сары-Кенгир, перед мавзолеем знаменитого Джучи-хана состоялось единоборство Богенбая батыра с джунгарским нойоном (князем). Молодой казахский батыр смело вступил в жекпе жек – схватку один на один и одолел сильного противника. Эта победа имела огромное значение как для повышения авторитете авторитета Богенбая, так и поднятия морального духа казахских сарбазов. Еще много раз будет вступать Богенбай в поединки с джунгарскими предводителями, всякий раз одолевая своих противников. Это было очень важно. Ведь в ту пору исход столкновения вражеских сил зачастую решал поединок известных степных исполинов. Если ты сильнее предводителя противников, значит, и возглавляемое тобою войско сильнее. Значит, в некоторых случаях можно обойтись без большого кровопролития. А побеждал Богенбай потому, что руководила им горячая любовь к родине; к огромной физической силе и сноровке он присоединял боевой опыт, мастерское владение всеми видами оружия и приемами рукопашного боя.

Богенбай был искусен в ведении боевых действий с немногочисленными отрядами. Как молния с безоблачного неба, обрушивался он с ними на ошеломленного врага, разил и исчезал, оставив немало убитых и раненых его воинов. Предварительно Богенбай получал необходимые сведения о количестве сил противника, их месторасположении. Только тщательно взвесив все, отряд сорока батыров из рода Канжыгалы предпринимал свои летучие рейды.

В 1729 году в местности Аныракай произошло одно из самых крупных сражений с джунгарами. Во главе казахского ополчения вместе с батырами Кабанбаем и Райымбеком стоял и Богенбай. Ими была применена степная тактика ведения боевых действий. Небольшая группа воинов, выйдя навстречу джунгарам, создала видимость немногочисленности казахов. Затем, повернув назад, они начали увлекать противника в глубь долины, и тогда с двух флангов нанесли удары основные части казахского ополчения. Аныракайская битва обернулась для джунгар сокрушительным поражением.

С самой лучшей стороны зарекомендовал себя батыр Богенбай и в крупных оборонительных сражениях. Руководимые им казахские войска наголову разбили джунгар у берегов Есиля и Иртыша, Шу, Сарысу и Нуры. Одно имя Богенбай батыра начало со временем внушать агрессорам почтение и страх. И как бы ни были внезапны вторжения врагов, он успевал за короткое время собрать своих верных сарбазов и отразить самый ожесточенный натиск.

В 1756–1758 годах Богенбай батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи.

В это же время имел место один из последних крупных походов Богенбай батыра на территории Аягуза. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под его предводительством, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак этого джунгарские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.

Богенбай батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, он в 1761 году сопровождал сына Абылай хана – Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.

Однако труднее, чем с внешними врагами, приходилось батыру с внутренними. Первым он мог противопоставить силу грозного своего оружия. Перед коварным лицом вторых Богенбай часто оказывался бессильным. Победы, одержанные им и его сподвижниками, в конце концов, ударили по нему. Как это произошло? Победы вскружили головы казахским властителям, опьянили их жаждой все большей власти, богатств и почестей. Этому в меньшей степени был подвержен сын Тауке хана – Болат, который возглавил ханство после смерти отца. Но он недолго правил – очень скоро умер, возможно, в результате отравления. Пришедший ему на смену Каип люто ненавидел Богенбая. В итоге тот был лишен ханских милостей, а вместе с ними – и ополчений, с помощью которых добывал казахам победы. Отныне все, что ни предпринимал и не предлагал Богенбай, отвергалось. А то, что он предлагал и пытался предпринять, было залогом будущих побед. Богенбай окружил себя людьми, знающими толк в рудах и обработке металлов. В 1740-х годах он ставит перед ханом Абулмамбетом вопрос о вооружении сарбазов, обучении их литью пушек и ядер, изготовлению ружей. Однако призывы батыра поднимаются на смех. Когда Богенбай в своих аулах устраивает кузницы, его называют «кара-мурын канжыгалы» — «черноносый канжыгалинец», а когда собирает вокруг себя рудознатцев, его величают «таскемирген батыр» — «батыр, грызущий камень». Но, как известно, из рода канжыгалы вышло немало храбрых и способных джигитов, многие из которых дружили с Богенбаем. Благодаря их поддержке батыр имел свою школу ведения боя в групповой схватке и в единоборстве. В то время особенно ценилось владение пикой и саблей. В этом искусстве Богенбая никто превзойти не мог. Недаром его выходили с успехом из самых сложных перипетий.

Откровенные ирония, насмешки, неприятия со стороны зарвавшейся белой кости не обескураживали Богенбая. Он продолжал свои полезные начинания полезные начинания и обучение населения.

Со временем жизнь все расставила на свои места. При хане Абылае постаревший в боях Бонгебай вновь оказался в фаворе. И хотя непростыми были их отношения, прославленный батыр и умный советник считался левой рукой этого грозного и мудрого властителя. Несмотря ни на что, Абылай выделял и любил Богенбая, и, когда его не стало, почувствовал вокруг себя зияющую пустоту.

Интересно пишет известный ученый, исследовавший историю казахской земли, академик-историк Манаш Козыбаев в своих трудах приводит такие данные: «Абылай прошел школу военного мастерства у бесстрашного Богенбай-батыра. Юный Абылай сопровождал сурового воина во всех военных походах. Батыр был советчиком и учителем для своего подопечного. Сардар разглядел в совсем еще юном существе задатки великого правителя. Когда народ выбирал хана, Канжыгалы карт Богенбай, не колеблясь, предложил кандидатуру своего ученика». То, что это высказывание известного академика соответствует исторической правде, подтверждают многочисленные исторические источники. Отчетливо прослеживается роль наставника Богенбая в становлении будущего государственного мужа. И это бесспорная истина. Отважный, не по годам зрелый, целеустремленный Абылай (Абильмансур) привлек внимание батыра. И поэтому неудивительно, что он целенаправленно подводил своего питомца к трону правителя степи. С первой же встречи с юношей Богенбай понял, что перед ним незаурядная личность.

Не враги – преклонный возраст одолел народного батыра. После походов на Алтай и Тарбагатай он все чаще и дольше остается у родного очага. Редеют ряды батыров и сарбазов. Ушли из жизни Толе би, Каздаусты Казыбек, Жанибек батыр, Малайсары, Олжабай и другие. Растут дети, женятся сыновья, расширяется круг родственников. Богенбая влекут к себе секреты рудокопства. По его совету в горах, реках и степях ищут золото, серебро, свинец и серу. В своем ауле Богенбай строит кузницы. Батыр передает опыт изготовления пороха. С его легкой руки казахи овладевают искусством земледелия, выращивают пшеницу. Плавают на лодках и ловят в реках рыбу. Боевые доспехи и оружие сменяет Богенбай на охотничье снаряжение.

Достойный батыр покинул этот мир, прожив 85 лет, в 1778 году…Скончался он, как и подобает Воину, сидя верхом на коне находясь на родовом летнем пастбище племени Аргын — на берегу речки Тургай (ныне Ерейментауский район Акмолинской области). Позже это место называлось Бөгенбай сөресі (по-русски «кончина Богенбая»), ныне называется Шахта. Тело его после 40-дневного бальзамирования в течение 45 дней было доставлено на белом верблюде в столицу Среднего жуза — город Туркестан и похоронено внутри Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

Память

  • В честь Богенбай-батыра названы проспект в нашей Столице городе Астана, на котором ему установлен конный памятник, улицы областных и районных центров Республики Казахстан, село Богенбай в Акмолинской области, историко-краеведческий музей и казахская средняя школа города Ерейментау, Акмолинская областная школа-интернат для одаренных в спорте детей города Степногорска.
  • 25 июля 1991 года под Ерейментау торжественно отмечалось 300-летие со дня рождения батыра Богенбая.
  • В 2007 году в Астане на пересечении проспектов Богенбай-батыра и Сары-Арка был установлен бронзовый памятник батыру высотой 11 метров.
  • В 2009 году в Ерейментау открыт конный памятник Богенбай-батыру

Богенбай батыр в искусстве

Литература
  • Поэма «Оповещение хана Абылая о кончине батыра Богенбая» поэта Бухар жырау
  • Поэма «На смерть Богенбая» поэта Умбетей жырау
  • Роман «Гонец» (1969) писателя Ануара Алимжанова
  • Роман «Отчаяние» исторической трилогии «Кочевники» (1973) писателя Ильяса Есенберлина
Фильмы
  • Драма «Отважные» (каз. «Жаужүрек мың бала») 2011, киностудия «Казахфильм» (в роли батыра Богенбая — Болат Абдильманов)
  • Анимационный фильм «Богенбай батыр» из сборника «Эпос об Орлике» (каз. «Өрлік дастаны») 2010, телеканал «Алматы»
  • Документальный фильм «Богенбай батыр» 1992, студия «Казахтелефильм»
  • Драма «Гонцы спешат» (каз. «Жаушы»), 1980, киностудия «Казахфильм» (в роли батыра Богенбая — Идрис Ногайбаев)

Источник