История и традиции Мужская берлога

14 cимволов, зашифрованных в “Свободе на баррикадах” (“Свобода, ведущая народ) Эжена Делакруа

Революция всегда застает врасплох. Живешь-живешь себе тихо, и вдруг раз — на улицах баррикады, а правительственные здания — в руках повстанцев.
И надо как-то реагировать: один присоединится к толпе, другой запрется дома, а третий изобразит мятеж на картине.

1. ФИГУРА СВОБОДЫ. По мнению Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев.
2. ФРИГИЙСКИЙ КОЛПАК — символ освобождения (такие колпаки носили в древнем мире отпущенные на волю рабы).
3. ОБНАЖЕННАЯ ГРУДЬ — символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии (нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета).
4. БОСЫЕ НОГИ СВОБОДЫ. Свобода у Делакруа босая — так в Древнем Риме было принято изображать Богов.
5. ТРИКОЛОР — символ французской национальной идеи: свобода (синий), равенство (белый) и братство (красный). Во время событий в Париже он воспринимался не как республиканский флаг (большинство восставших были монархистами), а как флаг антибурбонский.
6. ФИГУРА В ЦИЛИНДРЕ. Это и обобщенный образ французской буржуазии, и в то же время автопортрет художника.
7. ФИГУРА В БЕРЕТЕ — символизирует рабочий класс. Такие береты носили парижские печатники, которые первыми вышли на улицы: ведь по указу Карла Х об отмене свободы прессы большинство типографий должны были закрыть, и их работники оставались без средств к существованию.
8. ФИГУРА В БИКОРНЕ (ДВУУГОЛКЕ) — это учащийся Политехнической школы, который символизирует интеллигенцию.
9. ЖЕЛТО-СИНИЙ ФЛАЖОК — символ бонапартистов (геральдические цвета Наполеона). Среди восставших было немало военных, сражавшихся в армии императора. Большинство из них Карл Х отправил в отставку на половинное жалованье.
10. ФИГУРА ПОДРОСТКА. Этьен Жюли считает, что это реальный исторический персонаж, которого звали д’Арколь. Он возглавил атаку на Гревский мост, ведущий к ратуше, и погиб в бою.
В романе «Отверженные» Виктора Гюго (1862) д’Арколь изображен как литературный персонаж Гаврош (фр. Gavroche), — жизнерадостный, дерзкий на язык и в то же время смекалистый, пронырливый и, одновременно, храбрый и отзывчивый парижский бездомный сорванец, погибающий на баррикаде в ходе событий парижских беспорядков в июне 1832 года.
В романе Виктора Гюго, родителями Гавроша были супруги Тенардье, поселившиеся в Париже в лачуге по адресу Горбо, 50-52 под фамилией Жондрет. Нелюбимый родителями мальчишка жил больше на улице, убежищем ему служила скульптура слона (точнее, полномасштабный макет задуманной скульптуры) на площади Бастилии.
В доме родителей Гаврош знакомится с Мариусом Понмерси — молодым революционером, сознательно отказавшимся от состояния и положения буржуа и решившим жить самостоятельно. Мариус знакомит его с другими сторонниками генерала Ламарка, помогая которым, Гаврош и гибнет от пули 6 июня 1832 года на одной из забаррикадированных улиц Парижа.
Гаврош — олицетворение Парижа, а Париж — олицетворение всего революционного мира.
Начало песенки, которую не успел допеть сражённый пулей Гаврош, со ставшими крылатыми словами — «Во всем вина Вольтера, во всем вина Руссо»:
     
Все уроды в Нантерре,
Ищи вину в Вольтере,
Все дурни в Палезо,
Ищи вину в Руссо.
Фр. текст:
On est laid a Nanterre,
C’est la faute a Voltaire,
Et bete a Palaiseau,
C’est la faute a Rousseau.

«Во всем виноваты Вольтер и Руссо» — постоянный лозунг реакционеров XIX века, обвинявших во всех злоупотреблениях Великой французской революции просветителей народа Вольтера и Руссо.
11. ФИГУРА УБИТОГО ГВАРДЕЙЦА — символ беспощадности революции.
12. ФИГУРА УБИТОГО ГОРОЖАНИНА. Это брат прачки Анны-Шарлотты, после смерти которого та вышла на баррикады. То, что труп раздет мародерами, указывает на низменные страсти толпы, которые вырываются на поверхность во времена социальных потрясений.
13. ФИГУРА УМИРАЮЩЕГО революционера символизирует готовность парижан, вышедших на баррикады, отдать жизни за свободу.
14. ТРИКОЛОР над собором Нотр-Дам. Флаг над храмом еще один символ свободы. Во время революции колокола храма вызванивали «Марсельезу».Знаменитая картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») долгие годы пылилась в доме тетки художника.
Изредка полотно появлялось на выставках, но салонная публика неизменно воспринимала его в штыки — мол, излишне натуралистичное. Между тем сам художник никогда не считал себя реалистом.
По характеру Делакруа был романтиком, сторонившимся «мелкой и пошлой» повседневности. И только в июле 1830-го, пишет искусствовед Екатерина Кожина, «действительность неожиданно потеряла для него отталкивающую оболочку обыденности».
Что же произошло? Революция!
В то время страной правил непопулярный король Карл Х Бурбон — сторонник абсолютной монархии. В начале июля 1830-го он издал два указа: об отмене свободы печати и о предоставлении избирательных прав только крупным землевладельцам.
Этого парижане не стерпели. 27 июля во французской столице начались баррикадные бои.
Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа, который вернул попранные Карлом Х народные свободы (собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования) и пообещал править, уважая Конституцию.Были написаны десятки картин, посвященных июльской революции, но работа Делакруа, благодаря монументальности, занимает среди них особое место. Многие художники тогда работали в манере классицизма.
Делакруа же, по словам французского критика Этьена Жюли, «стал новатором, который попытался примирить идеализм с жизненной правдой».
По словам Кожиной, «ощущение жизненной достоверности на полотне Делакруа сочетается с обобщенностью, почти символичностью: реалистичная нагота трупа на переднем плане спокойно соседствует с антикизированной красотой богини Свободы».
Парадоксально, но даже идеализированный образ Свободы показался французам вульгарным. «Это девка, — писал журнал La Revue de Paris, — сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар».
Революционный пафос был не в чести у буржуа.
Позже, когда реализм стал доминировать, «Свободу, ведущую народ» купил Лувр (1874), и картина попала в постоянную экспозицию.

Источник