Правовой ликбез

Единый реестр досудебных расследований РК

Рассказывает Бауржан Кибраев, помощник прокурора Илийского района Алматинской области, юрист 2-го класса.

C нового года (публикация Кибраева вышла на www.zakon.kz 13 ноября 2014)  вся правоохранительная система страны переходит на работу в условиях нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Одной из основных новелл является ведение Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР).

Определение порядка приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР уголовно-процессуальным кодексом возложено на Генеральную прокуратуру. Генеральным прокурором утверждены Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР. В разработке принимали участие представители всех правоохранительных органов, в проекте учтены все поступившие от них предложения и замечания.

 ЕРДР – это автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о сообщениях об уголовных правонарушениях, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса. Основанием для работы в Системе является регистрация в ней, а также наличие электронной цифровой подписи на соответствующем носителе.

В соответствии сЗаконом РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи лица и может использоваться должностными лицами при удостоверении электронных документов, издаваемых ими в пределах их полномочий.

На основании совместного приказа Генерального прокурора от 30.12.2013 г. № 124, Министра внутренних дел от 28.12.2013 г. № 758 и Председателя АБЭиКП от 28.12.2013 г. № 425 с прошлого года ведутся работы по поэтапному внедрению электронного заполнения и подписания учетных документов с помощью ЭЦП. Проведение этого пилотного проекта является одной из стадий перехода к работе в рамках нового УПК, так как этот порядок будет использован при ведении ЕРДР. В настоящее время электронный ввод внедрен во всех областях республики. Система представляет собой единую электронную систему для всех правоохранительных органов страны, которым будет предоставлен соответствующий доступ. Новая система и объем доступа к ней строятся на принципах присвоения пользователям ролей в зависимости от их компетенции, установленной УПК. Также органам, вернее, их техническим подразделениям будет предоставлено право ввода конкретных пользователей в систему на уже созданные роли – соответственно, дознавателей, следователей, начальников подразделений.

Доступ будут иметь и соответствующие руководители органов и подразделений для осуществления ведомственного контроля, так называемые аналитики. Соответствующий доступ будет иметься и у прокуроров для осуществления надзора. Как известно, законодатель отказался от стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела путем вынесения соответствующего постановления, с которого начинается сейчас досудебное расследование.

Регистрация в ЕРДР и будет означать начало расследования. Исключением является проведение неотложных следственных действий. Однако даже в этом случае следователь или дознаватель обязаны одновременно принять меры по регистрации в ЕРДР. При регистрации сообщений, расследовании уголовного дела, при совершении каких-либо следственных действий и принятии процессуальных решений заполняется электронная форма, которая при сохранении автоматически подписывается ЭЦП сотрудника. Сам процесс регистрации и ведения ЕРДР аналогичен существующему порядку расследования, однако есть и различия. Поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения.

По ст. ст. 179, 180 нового УПК регистрации в ЕРДР подлежат только четыре вида заявлений и сообщений, являющихся поводами к началу досудебного расследования. Однако иные виды сообщений, в том числе сообщения по 102 или иным каналам экстренной связи (101, 112 и др.), новый УПК не позволяет регистрировать сразу в ЕРДР.

Следует отметить, что все телефонные сообщения изначально не дают оснований для определения наличия признаков уголовного правонарушения и требуют проверки. УПК определено, что заявления, по которым необходимо проведение финансовой, налоговой проверки, согласно ч. 5 ст. 181 УПК, также без регистрации в ЕРДР направляются в уполномоченный орган для проведения соответствующей проверки. Это в большей степени касается сообщений об экономических правонарушениях.

В связи с этим, по аналогии с действующим КУЗИ (Книга учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях) применен общий порядок приема и учета всех поступающих заявлений и сообщений в Книге учета информации, сведения в которую вносятся дежурной частью органов уголовного преследования либо лицами, ответственными за прием и учет таких сообщений (прокуратура, Министерство обороны, где нет дежурных частей). Это дает возможность фильтрации поступающей информации путем регистрации сообщений, не содержащих признаки уголовного правонарушения.

КУИ представляет собой автоматизированную базу данных, которая взаимосвязана с ЕРДР и, по сути, представляет собой единое целое. То есть, установив первичную регистрацию, можно будет отследить весь последующий процесс разрешения материала или расследования уголовного дела до приговора суда. Это сделано, во-первых, для учета и регистрации сообщений, которые не могут быть сразу зарегистрированы в ЕРДР, а также для того, чтобы сразу произвести регистрацию в ЕРДР при подтверждении сообщения и установлении криминальности факта, о котором сообщили по телефону.

При непосредственном обращении с письменным заявлением, при регистрации в КУИ, заявителю выдается талон установленного образца с уникальным номером, по которому он в дальнейшем может отследить судьбу своего заявления на портале. В системе будет реализован функционал, когда звонки, принятые ЦОУ, будут автоматически передаваться в дежурную часть и вноситься в КУИ, как это сделано сейчас в КУЗИ. Срок рассмотрения заявлений и сообщений 24 часа. То есть за это время сотрудник, которому поручена проверка, должен решить – это административное правонарушение или дисциплинарный проступок, сообщение подлежит списанию в номенклатурное дело как не содержащее данных о каком-либо правонарушении, либо заявление надо направить для проверки в налоговые органы.

После того, как дежурная часть примет заявление, выдаст талон и внесет сведения в Книгу учета информации, все материалы незамедлительно передаются под роспись ответственному руководителю следствия или дознания. Производится соответствующая отметка в книге-разноске. Ответственный руководитель, изучив материалы, принимает решение о регистрации в ЕРДР или о принятии иных мер. В случае регистрации в ЕРДР он передает материалы конкретному следователю для регистрации, о чем производит ввод сведений в форму на регистрацию в КУИ о том, что материал поручен конкретному следователю или дознавателю.

Только после этого у конкретного следователя или дознавателя появится доступ к данному материалу в Системе и он сможет заполнить форму на регистрацию в ЕРДР. При регистрации в ЕРДР сразу же производится квалификация деяния по соответствующей статье УК.

После регистрации в ЕРДР все электронные формы заполняются только следователем, дознавателем и прокурором. Особо хочу отметить, что формы подписываются ЭЦП должностного лица, которым принято процессуальное решение, а также для ведомственного контроля – ЭЦП начальника подразделения следствия или дознания. Прокурор подписывает ЭЦП, только когда сам принимает процессуальные решения, а также в случае передачи досудебного расследования по подследственности, так как согласно ст. 186 УПК передача производится через прокурора и при продлении срока расследования, который продлевает прокурор. Дальнейшее развитие данной системы предусматривает возможность формирования шаблонов процессуальных документов путем заполнения электронной формы, как это сделано в действующей системе при возбуждении уголовного дела и его приостановлении.

В последующем в электронной форме предлагается предусмотреть вложение электронных документов или сканированных копий, а также аудио- и видеофайлов. Такие файлы, как и текст процессуальных документов, предполагается хранить в шифрованном виде, с обеспечением к ним соответствующих прав доступа только уполномоченным должностным лицам. Также в последующем возможна привязка ЕРДР к возможностям СИО ПСО для получения необходимых сведений из различных баз данных.

Возможно предусмотреть доступ к ЕРДР посредством мобильных устройств. Внедрение ЕРДР требует не только технической и нормотворческой работы, но и организационных мер, большой подготовительной разъяснительной работы на местах.

Для полноты информации по вопросу на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в публикации от 21 ноября 2014 читаем:

В июле этого года Главой государства подписаны новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые будут введены в действие с 1 января 2015 года.

Необходимо отметить, что принимаемым Уголовно-процессуальным кодексом кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.

В соответствии с принятием нового УК и УПК, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработана база данных на основе единого реестра досудебных расследовании (далее – ЕРДР) АРМ ЕРДР.

В настоящее время разработана Технико-экономическое обоснование, согласованная заинтересованными органами республики Казахстан.

Для работы по новому уголовному законодательству в базе данных АРМ ЕРДР, всем ответственным сотрудникам органов уголовного преследования предоставлен соответствующий доступ к базе данных.

Также предусмотрено обеспечение необходимого уровня информационной безопасности по средствам ЭЦП «KazToken».

Сам процесс регистрации и ведение ЕРДР аналогичен существующему порядку расследования, однако есть ряд различии, такие как, повод к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения.

Статьями 179 и 180 нового УПК РК регистрацией в ЕРДР подлежат только 4 вида заявлений и сообщений, являющиеся поводами к началу досудебного расследования:

1) заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;

2) явка с повинной;

3) сообщения в средствах массовой информации;

4) рапорт должностного лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.

Однако, иные сообщения, в том числе сообщения по «102» или каналам экстренной связи (101, 112 и др.) новый УПК не позволяет регистрировать в ЕРДР.

Данные сообщения требуют выяснение достаточности данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, только после подтверждения уголовного правонарушения по рапорту сотрудника производится регистрация в ЕРДР.

Для просмотра всех поступающих заявлении и сообщении,  предусмотрено два уровня регистрации.

Производится первичная регистрация в Книге учета информации – КУИ.

После чего по ним принимаются следующие процессуальные решения:
  • регистрации в ЕРДР;
  • списать в номенклатурное дело (в наряд);
  • передача в уполномоченный орган для проверки;
  • направление по подсудности по делам частного обвинения;

Необходимость регистрации в КУИ утверждена требованиями нового УПК, по которым без регистрации в ЕРДР заявления и сообщения направляются в государственные органы для проведения проверок или для привлечения к административной ответственности, в суды по делам частного обвинения.

Все сообщения как в КУИ, так и в ЕРДР будут иметь регистрационный номер, привязанный к талону, который будет выдаваться заявителю.

При этом все действия и решения будут вноситься в электронном виде, в специальной форме.

Заполнение этих форм и будет являться формированием отчетных данных, что позволит полностью автоматизировать составление отчетов.

Ввод информационно-учетных документов заверяется ЭЦП должностного лица, принявшего процессуальное решение, за исключением отдельных случаев предусмотренных УПК, требуемые согласование или утверждение прокурора. Для исключения неверного ввода анкетных данных граждан планируется интегрировать ЕРДР с базой данных «Физические и Юридические лица».

Порядок действий и полномочия должностных лиц (регистрация по КУИ, определение криминальности, регистрация в ЕРДР, дальнейшее принятие процессуальных решений) будут определяться Правилами Генерального Прокурора.

На сегодняшний день, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК и территориальными Управлениями Комитета проводятся работы по обучению сотрудников правоохранительных служб республики по ведению АРМ ЕРДР.