Плащи и кинжалы

Мистаравим. Живущие на лезвии ножа

В середине октября 2015 года, когда все арабские кварталы Иерусалима превратились в поле боя между израильскими силовиками и местными жителями, мировые СМИ обошел уникальный фоторепортаж из района Джабель-Мукабер.

На первом из этих снимков видно, как несколько десятков парней с замотанными куфиями (традиционными клетчатыми арабскими платками) лицами забрасывают камнями израильских солдат, скоро в дело пошли и бутылки с зажигательной смесью.

На снимке ниже двое из этой безликой толпы неожиданно выхватывают пистолеты, но направляют их не в сторону израильтян, а на главных зачинщиков беспорядков.

Следующий снимок: один из парней с пистолетом, все в той же куфии, в майке с короткими рукавами, перехватывает мускулистой рукой за горло насмерть перепуганного молодого араба — уже без куфии. Рядом стоят подбежавшие израильские солдаты, готовые принять задержанного главаря камнеметателей.

На последнем снимке видно, как израильские солдаты эвакуируют с места событий оного из задержанных зачинщиков массовых беспоряков.

Этот фоторепортаж является редкой журналистской удачей, так как его автору тогда, пожалуй, впервые удалось запечатлеть действия «мистаравим» — бойцов спецподразделения полиции, проникающих под видом арабов в их кварталы и города для сбора информации и выполнения различных оперативных заданий. В те осенние дни 2015 года, когда Израиль, и прежде всего Иерусалим, захлестнула новая волна террора и массовых беспорядков, именно они, бойцы из «мистаравим», стали выполнять ключевую роль в выявлении и арестах главарей террора и зачинщиков беспорядков.

Первые группы бойцов-«мистаравим» (то есть «мнимых арабов») были созданы еще в 1948 году, на заре возрождения Государства Израиль, затем в 1970 году в израильской армии были сформированы два официальных подразделения таких бойцов — «Римон» («Гранат») и «Шакед» («Миндаль») для борьбы с террористами в секторе Газа. Затем в 1984 году появилось «Дувдуван» («Вишенка»)  и в 1986 — подразделение «Шимшон», действующие в Иудее и Самарии.

ЯМАС (ивр. ‏ימס‏‎) (ивр. ‏יחידת משטרת סיור‏‎ (сокращение от «Йехидат Миштерет Сиюр» – специальное подразделение полицейского патрулирования), другое название – ивр. ‏יחידת מסתערבים‏‎ – «Йехидат Мистаарвим», буквально: Секретное Подразделение маскирующихся (арабами)) — спецподразделение пограничной полиции Израиля (МАГАВ).

В начале 1990-х годов было решено создать подразделения «мистаравим» при израильской пограничной жандармерии (МАГАВ), формально входящей в состав израильской полиции. Сначала таких подразделений, получивших название ЯМАС (аббревиатура ивритских слов «йехида мистаравим» — «взвод мнимых арабов»), было два: одно для работы в Газе, другое — в Иудее и Самарии. В 1995 году к ним прибавилось подразделение в Иерусалиме, бойцы которого и стали героями обошедшего Израиль и мир фоторепортажа.

Михаил Каменогорский в своей статье “Элита израильского спецназа” рассказывает:

Одной из наиболее эффективных структур спецназа является система “Мистаравим”. В переводе это означает “становиться арабом”. Подразделение комплектуется не только выходцами из арабских стран, но и европейскими евреями и действует на территории Палестинской автономии. Задачей его является поиск, арест или уничтожение террористов. Оно было создано в 1987 г. Тогда в его состав входил лишь один отряд “Сайерет дувдеван”, через год к нему присоединился еще один отряд “Сайерет шимшон”. Районом ответственности первого отряда являлась Иудея, второй действовал в секторе Газа. Но после заключения Норвежских соглашений, отряд “Сайерет шимшон” был расформирован и сейчас в системе “Мистаравим” действует только “Дувдеван”, в переводе с иврита его наименование звучит романтично: “Вишенка”.

Учитывая специфику района действий, бойцы отряда “Дувдеван” оперируют, постоянно маскируясь под местных жителей – арабов. Причем маскируется буквально все: оружие, автомашины, средства наблюдения и связи. Бойцы ведут разведку, находят руководителей и боевиков террористических формирований, мастерские, где готовятся боезаряды, склады и арсеналы. Они уничтожают террористов и их лидеров, а также объекты террористической инфраструктуры, снабжают разведданными командование ЦАХАЛа.

“Дувдеван” укомплектовывается также срочниками, как и остальной израильский спецназ, но тестирование гораздо строже и обеспечивает подбор бойцов, изначально удовлетворяющих специфике действий этого отряда. Прежде чем получить допуск к участию в его операциях, они проходят 15-месячную подготовку, включающую помимо других дисциплин изучение арабского языка, истории ислама, культуры и обычаев палестинцев, их менталитет и психологию поведения. Тщательно усваиваются навыки индивидуальной маскировки: ношение одежды, грим, использование париков, накладных бород и усов, даже контактных линз для изменения цвета глаз.

При освоении способов ориентировки в местах плотной застройки, особое внимание уделяется свежим аэрофотоснимкам, так как обычные топокарты не обеспечивают необходимой информацией. Поскольку служба в “Дувдеване” предполагает постоянное пребывание среди враждебно настроенного населения и всевозможные стычки практически неизбежны, то много времени уделяется освоению приемов рукопашного боя по специальной израильской системе. Она называется крав-мага, что приблизительно переводится с иврита как “контактный бой”. Крав-мага впитала в себя не только многовековой опыт Китая и Японии, но и обогатилась техникой современных единоборств, таких, как самбо и др.

Последний месяц подготовки спецназовцев посвящен детальному изучению той специальности, по которой данный боец будет служить в отряде: снайпер, подрывник, связист, водитель и т.д. По этим специальностям в отряде формируются группы, откуда и привлекаются специалисты для участия в операции.

Результаты деятельности “Дувдевана” впечатляющи. За последнее десятилетие ему удалось обезвредить свыше 600 активных террористов. Большинство из них были убиты, так как оказывали сопротивление, не желая сдаваться. Еще примерно столько же было уничтожено после того как бойцы “Дувдевана”, выявив их местожительство и маршруты передвижения, наводили на них вертолеты или самолеты. Иногда они же корректировали выпущенные ракеты, наводя их точно на цель. Помимо фактического сокращения бандитов эта деятельность оказывала немалое психологическое воздействие на существующих и потенциальных террористов, которые теперь не чувствуют себя в безопасности даже среди жителей автономии.

Еще в начале деятельности “Дувдевана” его командование пришло к выводу, что наиболее эффективны операции, которые проводятся не ночью, а днем, когда разыскиваемые расслабляются, притупляют бдительность и появляются в общественных местах. В таких случаях нередко бойцы надевали форму палестинской полиции и свидетели могли принять их действия за полицейскую операцию, а иногда и помогали задержанию. Специальный отбор, обдуманное и последовательное обучение, опытные командиры и отработанная до мелочей тактика позволяют элитному разведывательно-диверсионному подразделению и сегодня быть грозою террористов.

Опыт действий “Дувдевана” переняла израильская пограничная стража, которая создала у себя аналогичное подразделение под названием “Яамас”. Районом его действий стала зона границ с арабскими государствами. Значительная часть бойцов “Яамаса” принадлежит к друзскому и бедуинскому нацменьшинствам. Это позволяет им не выделяться из среды палестинских арабов, что в значительной мере помогает проводить сложные и рискованные операции в пограничной зоне.

Наконец, в 1999 г. подразделение с аналогичными задачами создано в израильской полиции. Оно получило наименование “Гедеоним”.

Профессия: человек толпы

Средний возраст членов иерусалимского подразделения ЯМАС — 29 лет, но эта цифра обманчива. На 75% оно состоит из кадровых полицейских, большинству из которых под 30 или даже далеко за 30. Почти у каждого есть дети, но многие разведены — не каждая женщина согласна терпеть мужа, рабочий день которого длится по 20 часов и который может порой пропасть неведомо куда на несколько дней, а то и на неделю. Еще 25% составляют 18–20-летние новобранцы — главная головная боль ветеранов, относящихся к ним как к детям, которых они во что бы то ни стало должны вернуть матерям из пекла если не невредимыми, то хотя бы живыми. Разумеется, подразделение состоит только из добровольцев — обязать идти на такой смертельный риск никого нельзя.

— Восточный Иерусалим (то есть та часть Иерусалима, которая по израильской терминологии была освобождена, по арабской — оккупирована Израилем в 1967 году. — Прим. ред.) всегда был не только одним из главных очагов террора, но и местом, где правит бал криминал, — рассказывает командир иерусалимского ЯМАС И. — Это и обусловило необходимость создания нашего подразделения. В нашу задачу входит добыча информации о террористах и криминальных элементах, а также помощь армии, полиции и Общей службе безопасности в их аресте. Иногда нужно провести арест тихо, без шума, так, чтобы местные жители даже не узнали о том, что в соседнем доме кто-то арестован, и эту работу опять-таки делаем мы. После того как арест разыскиваемого преступника произведен, наша работа закончена. Мы должны исчезнуть и приступить к выполнению следующего задания.

В относительно спокойные времена (а совсем спокойных в Восточном Иерусалиме не бывает) полицейские-мистаравим просто бродят по кварталу, сливаясь в своих потертых джинсах и футболках с толпой местных жителей, прислушиваются к разговорам на улице и в кофейнях, сами как бы невзначай вступают в беседы с их завсегдатаями, чтобы раздобыть необходимую информацию. Они должны сливаться с этой толпой настолько, чтобы никто не только ничего в их отношении не заподозрил, но и даже не запомнил толком, как именно они выглядят. Одновременно они должны быть готовы, получив по мобильнику приказ, немедленно оказаться в самой горячей точке и, если понадобится, приступить к действиям.

Понятно, что для такой работы требуются отличные физическая подготовка и знание арабского языка, но этого недостаточно. Арабские кварталы на самом деле сильно отличаются друг от друга — в каждом есть свои доминирующие кланы, свой «дресс-код», то есть свое представление о том, какой должна быть повседневная одежда; свои специфические обычаи. В ходе учебы будущие «мнимые арабы» должны запомнить все улицы и переулки этих кварталов и соответствующий каждому из них секретный код; они должны помнить, где кончается территория одного семейного клана и начинается зона влияния другого и т. д. Кроме этого огромного массива информации, им предстоит освоить профессиональный сленг. По той простой причине, что, к примеру, произнесение тех же слов «бутылка с зажигательной смесью» занимает слишком много времени, а когда надо срочно передать какое-то сообщение и счет идет на секунды, то эти три слова должны быть заменены одним и желательно как можно более коротким. И, само собой, им надо уметь держать язык за зубами.

— Никто из моих близких, включая родителей, не знает, чем я на самом деле занимаюсь, — рассказывает И. — Жена знает, но только потому, что мы с ней познакомились во время службы. Думаю, это обстоятельство и помогло сохранить мне семью — она может меня понять. У многих ребят семьи распались именно на почве обид непонимания. Дети знают, что их папа работает в полиции — и все. Правда, недавно старшая дочка — ей исполнилось 14 — стала все чаще и чаще интересоваться, в чем именно состоит моя работа. Отверчиваюсь, как могу.

— А я, когда выдается выходной, стараюсь целиком, до последнего часа, посвятить его жене и детям, — признается боец ЯМАС К. — Но сейчас выходных почти не бывает. Ввалишься домой часа в два ночи, посмотришь на спящих жену и детей, ляжешь, чтобы не будить их в гостиной, а через три часа надо уже вставать и выходить из дома. Недавно я пообещал жене, что буду с ней всю неделю — и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник… Но пришлось добавить: только не в это воскресенье, не в этот понедельник, не в этот вторник.

Ничего не поделаешь — работы у иерусалимского ЯМАС в последнее время явно прибавилось.

Жаркая осень 2015 года

В минувшем октябре израильская армия и полиция задержала десятки активных участников уличных беспорядков, раскрыла ряд террористических ячеек, обнаружила множество складов и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств и бутылок с зажигательной смесью. Без мистаравим, без добытой ими информации и без их непосредственного участия большая часть этих операций была бы невозможной.

Сегодня их работа в значительной степени заключается в том, чтобы, получив сообщение о вспышке беспорядков или об очередном теракте, как можно скорее добраться до указанного адреса и занять место среди тех, кто бросает камни и петарды в солдат и полицейских, поджигает дома евреев или готовится к нападению на них. Вместе с толпой они должны кричать «Итбах аль яхуд!» («Смерть евреям!»), делать вид, что бросают камни — и все это до того момента, когда становится ясно, что жизням тех же солдат и полицейских или мирных граждан начинает угрожать смертельная опасность. В этот момент они и выхватывают пистолеты, мгновенным приемом захватывают наиболее опасных участников беспорядков и подают знак силовикам, чтобы те подошли и приняли у них из рук задержанных. А ночью приходит время арестов и обысков, которые, как уже было сказано, чаще всего проводятся без лишнего шума.

Понятно, что палестинцы уже давно прекрасно осведомлены о существовании мистаравим и о том, чем они занимаются. Несколько раз для того, чтобы выявить их в толпе, лидеры террористических организаций отдавали указания участникам беспорядков заправлять рубашки в брюки — чтобы те, у кого есть пистолеты, сразу бросались в глаза. В арабских социальных сетях уже появились фотографии полицейских-мистаравим — чтобы жители могли опознать их на улице. И все же пока случаев разоблачения «мнимых арабов» не было. А вот случаи, когда арабских юношей принимали за мистаравим и разъяренная толпа их едва не линчевала, и в самом деле были. К счастью, израильские полицейские вовремя оказывались на месте и буквально вырывали их из рук толпы.

Каюсь, я не спросил у ребят из ЯМАС, какая у них зарплата — как-то язык не повернулся. Но понятно, что на такую работу идут не из-за денег — никакие деньги не стоят такого риска. Тут либо ты веришь в необходимость того, что делаешь, либо нет.

— Я считаю, что мы — подлинные стражи святого Иерусалима, — говорит И. — На самом деле подавляющее большинство иерусалимских арабов хотят жить в мире с евреями, работать, растить детей. И они прекрасно понимают, что на самом деле материально арабам живется в Израиле лучше, чем в любой арабской стране. За нынешними терактами стоит горстка молодежи, сознание которых отравлено такими террористическими организациями, как ХАМАС, «Исламский джихад», а в последнее время и «Исламским государством». Делая свое дело, мы добиваемся того, чтобы террор не оставался безнаказанным; мы спасаем жизни и способствуем тому, чтобы на улицы Иерусалима вернулся мир. Ради этого стоит работать по 20 часов подряд, а то и несколько суток напролет. Ради этого стоит жить!

«Слушай, Израиль!»

Любопытная деталь: почти все бойцы подразделения мистаравим начинают утро с традиционной еврейской молитвы и соблюдают еврейские традиции.

— Как минимум надеть утром тфилин, прочесть обязательные благословения и молитву «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль») я обязан — это придает мне чувство уверенности, ощущение, что я нахожусь под охраной Всевышнего, — признается К.

Он же добавляет, что служить в ЯМАС и не верить в Б-га почти невозможно.

— Помню, — продолжает К., — стою я среди арабов, бросающих камни, а наши им отвечают шоковыми гранатами. И вот одна граната падает справа от меня и взрывается, другая — слева и взрывается, а третья падает прямо мне между ногами — и не взрывается! Я тогда не придал этому значения, но уже дома, принимая душ, подумал: а что было бы, если бы она взорвалась?! Понятно, что убить шоковая граната не убила бы, но вот мужского достоинства точно могла бы лишить. И никакого другого объяснения, что Б-г сотворил для меня чудо, так как понимает, что я и мои товарищи делаем поистине святое дело, у меня этому происшествию нет.

Что ж, насчет святого дела в данном случае и в самом деле трудно не согласиться. Пусть Всевышний хранит этих рисковых парней и дальше.

P.S. В нашей статье также были использованы материалы Петра Люкимсона “«Мистаравим»: Свои среди чужих”