Тактика боя. Опыт войн и конфликтов

Контрзасадные действия на марше

Надо ли говорить, что к соверше­нию марша в боевой обстановке нужно быть подготовленным во всех отноше­ниях, и прежде всего – к отражению возможного нападения противника? Или о том, что на территории Чечен­ской Республики любое передвижение подразделения, будь оно большим или малым, не говоря уже об одиночных машинах, в периоды контртеррористи­ческих кампаний всегда было связано с максимальным риском подвергнуть­ся нападению из засады?

Но, выходит, говорить об этом нужно, раз необходимости обучения контрзасадным действиям не прида­ется важного значения.

Одним из наиболее трагических примеров является засада боевиков на тыловую колонну 245-го мсп, уст­роенная в апреле 1996 года. Силы нападающих включали два отряда общей численностью до 150 человек. На учас­тке дороги, проходящей по западной окраине населенного пункта Ярыш-Марды, фугасом большой мощности с дистанционным управлением был подорван головной танк. Затем огнем двух-трех РПГ была уничтожена БМП-1 КШ, в которой находились старший колонны и авианаводчик. Средства УКВ-радиосвязи армейцев боевики подавили активными помехами. Огнем с двух направлений колон­на была блокирована, и в течение полутора часов почти вся техника и личный состав были уничтожены.

С ноября 1995 года по июнь 1996 года в Шатойском и Веденском ушельях боевиками было организовано 5 засад, в которых погибли 106 военнослужа­щих, еще 117 ранены, уничтожено два танка, 12 БМП и БТР, 16 автомобилей с материальны­ми средствами.

Для военнослужащих и сотрудников федеральных силовых структур слово «засада» стало чем-то вроде синонима «непреодолимой силы», тактического приема, от которого нет спасения. Между тем в подавляющем большинстве из анали­зируемых фактов попадания в засаду и уничтожения колонн просматрива­ется совершение ошибок командирами при организации и совершении марша. Хотя, согласно всем руководящим доку­ментам, обязанность командира под­разделения заключается в том, чтобы обучить офицеров и солдат действо­вать при попадании в засаду даже без его участия.

Обучение контрзасадным действиям

При подготовке военнослужащих к контрзасадным действиям учиты­ваются положения Боевого устава в части «Действия в ходе вооруженного конфликта», которые должны быть дополнены определением термина «засада». Он определяется как «внезапная атака с замаскированной пози­ции по движущемуся или временно остановившемуся противнику». Заса­ды подразделяются на подготовлен­ные и неподготовленные, по типу проведения — на точечные и зонные.

Огневые позиции засад на брони­рованную технику располагают даль­ше от зоны поражения, так как огонь ведут противотанковыми управля­емыми ракетами и из гранатометов, осмотр зоны поражения обычно не производят. Учитывая высокую проходимость и скорость передвижения бронированной техники, засаду уст­раивают в таких местах, где маневр затруднен, а между позицией заса­ды и зоной поражения есть естест­венные преграды (обрывы, овраги, реки). Подразделения в засаде допол­нительно оснащают другими проти­вотанковыми средствами, которые размещают так, чтобы поразить голо­вную и замыкающую машины.

Основой эффективность контрзасадных действий является тренированность личного состава подразделения, попавшего в засаду, вести бой в данных условиях. Как правило, ответными действия­ми в случае попадания в засаду являются плотный огонь по позициям засады из всех видов оружия, защита попавшего в зону поражения подразделения, постановка дымовой завесы и атака позиций противника.

Плотный огонь в направлении позиций засады противника может вывести из строя его ключевые огне­вые точки, уничтожить командный состав, вызвать замешательство среди личного состава, вынужденно­го выполнять обязанности выбывших из строя, и в результате сорвать план проведения засады. В этот момент необходимо экранировать зону поражения дымовыми шашками и, если позволяет дальность, забросать противника осколочными гранатами. Пользуясь дымовой завесой, часть подразделения, нахо­дящаяся в зоне поражения, атакует засаду.

Немедленной атаке позиций засады по фронту, во фланг или с тыла должны быть предваритель­но обучены на полевых заняти­ях все военнослужащие. Хотя при атаке возможны тяжелые потери, она все равно должна быть проведена, чтобы предотвратить полное уничтожение подразделения, попавшего в заса­ду. Атака во фланг засады считает­ся более предпочтительной, так как позволяет легче организовать вза­имодействие. Огневая поддержка атаки зависит от того, каким воору­жением располагает данное подраз­деление (пулеметы, минометы, ору­дия, танки и т.д.).

Командир подразделения обязан обучить личный состав действовать при попадании в засаду даже без его участия. Начало нападения из засады является внезапным и скоротечным, при этом командный состав и средства связи могут быть выведены из строя первыми выстрелами, так как под­разделение находится в предвари­тельно пристрелянной зоне пораже­ния. Боевики будут стремиться к тому, чтобы оставить колонну без управления, а затем добить ее по частям. Действия подразделения в такой обстановке постоянно отрабатыва­ются на основных и попутных трени­ровках и доводятся до полного автоматизма, то есть личный состав подразделения должен уметь действовать без команд.

Первоначально, при сколачивании подразделений, заня­тия с личным составом проводятся по отделениям, взводам, а затем – в составе роты. Сначала отрабатывают­ся действия при следовании пешим порядком, потом — во время марша на различных транспортных средствах. При этом командир учит тому, что независимо от способа передвижения личное и групповое оружие должно находиться наготове к немедленному открытию огня, то есть быть заряже­но и поставлено на предохранитель, а личному составу при подрыве маши­ны или обстреле необходимо немед­ленно спешиваться, ставить дымовую завесу и открывать огонь.

Движение пешим маршем обще­войсковые подразделения осущест­вляют в две колонны по одному вдоль дороги. Дистанция между военнослу­жащими — 5 м, между отделениями — 10 м. Если есть большая вероятность нападения из засады, то подразделе­ние следует по огневым группам. Боевой порядок огневой группы строится углом. Ее командир распола­гается впереди, на острие угла, слева и справа от него на расстоянии 5-10 м следуют пулеметчик и гранатометчик, далее – стрелок, затем – командир отделения с радистом и вторая огне­вая группа.

При движении в колонне на транс­портных средствах, если существует вероятность попадания в засаду, рас­стояние между машинами должно быть 100 м. Эта мера позволяет избе­жать попадания в зону поражения большого количества техники, а также не входить в пылевое облако от впереди идущей машины и наблюдать за обстановкой впереди.

Каждый офицер, сержант и сол­дат обучаются действовать в двух ситуациях независимо от вида пере­движения.

Первая — противник открыл огонь с расстояния броска гранаты (до 35 м). В этом случае часть под­разделения находится под чрезвычайно плотным и концентрированным огнем. Без дополнительной коман­ды эта часть подразделения отвечает максимальным огнем в направлении засады, бросает дымовые и оско­лочные гранаты и атакует позиции противника. Те, кто находится вне зоны поражения, открывают огонь в направлении позиций засады, при­крывая атаку.

Вторая – противник открыл огонь с расстояния, превышающего вышеуказанную дистанцию (больше 35 м). Часть подразделения, попав­шая в зону поражения, залегает, ста­вит дымовую завесу и отвечает огнем в направлении засады. Вторая часть подразделения, не попавшая в зону поражения, должна атако­вать позиции засады с фланга или с тыла огнем и маневром. Дополнительную подготовку к контрзасадным действиям общевойс­ковые подразделения получают путем обучения действовать в засаде. Бла­годаря этому они получают возмож­ность понять тактику и особенности действий противника, представить себя на его месте. Например, при следовании пешим порядком можно обнаружить противника, не замечающего под­разделение на марше. Тогда по сиг­налу рукой, который может подать дозорный или командир, организу­ется встречная засада: личный состав перебегает вправо либо влево, в зави­симости от того, какой рукой выпол­нена команда, занимает выгодные огневые позиции, маскируется и по команде открывает огонь.

Подготовка к маршу и боевой порядок колонны

Каж­дый командир подразделения, машины или транспортной колон­ны, отправляясь на маршрут, дол­жен исходить из предположения, что именно на его подчиненных будет организовано нападение из засады. Перед началом движения он должен изучить маршрут по карте и опреде­лить наиболее благоприятные для организации засад места, а также согласовать организацию артиллерийских ударов по вероятным позициям диверсион­ных групп противника и прикрытие самолетами и вертолетами.

Необходимо провести предварительную подготовку транспортных средств. Тент, и дуги, поддерживающие его, демонтируют. Они совершенно не защищают от пуль, но при этом мешают стрелять в ответ. Сни­мают или опускают на капот ветро­вое стекло во избежание поражения водителя осколками стекла. Боковые двери также снимают, чтобы пре­дотвратить заклинивание дверей и ускорить выход из машины. Задний борт устанавливают в горизонтальное положение, чтобы облегчить спеши­вание личного состава, и убирают ремень безопасности. На переднем бампере закрепляют импровизиро­ванный резак во избежание телесных повреж­дений личного состава о натянутую поперек дороги проволоку. Штыре­вые антенны выгибают и закрепля­ют, чтобы предотвратить зацепления о высоко натянутую растяжку грана­ты или мины. На дно кабины води­теля и грузового отделения уклады­вают мешки с песком (а также вдоль бортов кузова и на крылья рядом с двигателем). Командир перед нача­лом движения, обходя строй лично­го состава, проверяет, чтобы личное оружие было заряжено и поставлено на предохранитель.

Даже если личный состав обучен контрзасадным действиям, необ­ходимо за день до марша провести учебный выход в целях отработки действий в зоне поражения засады. Если же такой возможности не пред­ставилось, то перед маршем подраз­деления командир должен проинс­труктировать личный состав, как и по каким сигналам действовать.

Во время движения необходимо останавливаться перед наиболее опас­ными местами, где предполагаются позиции засады. Вперед высылается разведывательный дозор для осмотра этого участка. Время, которое будет затрачено на такого рода остановки, нужно заранее включить в график движения.

Через некоторое время после выхода подразделения на маршрут нужно провести тренировку, имити­рующую действия личного состава в случае попадания в засаду. Время на ее проведение также необходимо включить в график движения.

Командир машины должен нахо­диться в центре кузова, если следует на грузовой машине. Машина коман­дира колонны должна находиться в ее середине. При попадания в засаду, если есть радиостанция, командир колонны (в случае его гибели — остав­шиеся в живых военнослужащие) обя­зан известить вышестоящее коман­дование о нападении, сообщить о местонахождении противника, пред­полагаемых его составе и вооруже­нии. Если радиостанций несколько, командир должен вести переговоры по одной из них, а остальные будут работать только на прием.

В кабине управления транспорт­ного средства находятся водитель и запасной водитель. В их обязанности входит прорыв через зону поражения, если выход из нее открыт. Во время движения нужно ехать точно по колее от впереди идущего автомобиля. Если машина повреждена, то обязанность обоих водителей – убрать ее с дороги, чтобы не мешать движению.

Машину, не попавшую в зону поражения, надо остановить, кроме того, она не должна выезжать на обочину дороги, так как местность может быть заминирована.

Если на машине следует пуле­метный расчет, то он располагается на откинутом заднем борте, пулемет установлен в направлении тыла. В случае подрыва у этого расчета име­ются максимальные шансы уцелеть и обеспечить огневое прикрытие колон­ны. При попадании в засаду пулемет­чики первыми покидают машину и сразу открывают огонь, прикрывая товарищей, спешивающихся с нее.

В четырех углах кузова распола­гаются наблюдатели: двое передних ведут наблюдение по ходу движения и по бокам, двое сзади контролируют тыл. Помимо стрелкового оружия, у них должны быть дымовые гранаты или шашки. Между двумя передни­ми наблюдателями располагается снайпер, который также осматривает местность в готовности немедленно открыть огонь.

Личный состав размещается на скамейках, установленных посереди­не кузова, и ведет наблюдение влево и вправо, так же изготовившись вести огонь.

При попадании в засаду наблюда­тели тех машин, которые оказались в зоне поражения, должны выставить дымовые завесы, бросив в направле­нии засады дымгранаты или шашки, а затем прикрывать спешивание лич­ного состава огнем. После своего спешивания, если имеется укрытие, они занимают его, а если нет, атакуют вместе со всеми засаду, прикрываясь дымовой завесой.