Деловая разведка

Легендирование и личная безопасность в деловой разведке

Деловая разведка… Хорошее название для кражи чужих секретов. Так скажет обыватель – и будет в корне неправ. Любое предприятие вправе устанавливать режим коммерческой тайны в своей деятельности. Однако мало просто написать приказ о введении на предприятии коммерческой тайны. Помимо этого, нужно сделать еще очень многое: издать нормативные акты, ознакомить с ними работников, ОБЕСПЕЧИТЬ СОХРАННОСТЬ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРЕДЕЛИТЬ ДОПУСКИ СОТРУДНИКОВ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ и многое другое. Если все процедуры по установлению режима соблюдены, то тайна превращается в коммерческую, приобретая юридическую защиту.

Занимаясь деловой разведкой, мы не крадем информацию, тем более не получаем незаконный доступ к коммерческой тайне. Однако мы можем узнать сведения, которые скрывают под грифом «коммерческая тайна», не нарушив при этом действующее законодательство в момент получения этой информации. Попробуем разобраться, как такое возможно.

Итак, мы не получаем несанкционированного доступа к носителям, содержащим секретную информацию − это незаконно. Однако мы получаем санкционированный доступ к кусочкам разрозненной информации, размещенной в открытых общедоступных источниках (опубликованных и неопубликованных). Последующий анализ разрозненной информации позволяет нам делать предположения о сведениях, которые находятся под грифом секретности. Иными словами, мы профессионально ищем информацию, анализируем ее, сравниваем, синтезируем, обобщаем и делаем выводы.

Как известно, перечисленные мыслительные операции являются неотъемлемыми составляющими процесса мышления. В свою очередь, весь круг явлений мышления является естественным и посему законным. Никто не запрещает и не может запретить человеку думать, поскольку без этого он не сможет существовать.

Важно отметить и другое. Да, мы получим (совершенно законно) знание о том, что может содержаться под покровом тайны (государственной или коммерческой). Да, мы сможем доказать, что получили эти сведения законно. Просто кто-то где-то что-то написал, рассказал, поделился, что-то опубликовали, рассекретили. И все равно любой орган, осуществляющий защиту секретов, в первую очередь, ринется… Нет-нет, он не ринется по нашим следам закрывать общедоступные каналы утечки информации! Увы, но в первую очередь он попытается привлечь нас к ответственности за шпионаж, получение несанкционированного доступа к информации, взлом электронных систем и кто знает что еще! И мы должны иметь это в виду, когда собираем информацию в Сети.

Тут-то мы и подошли к вопросу о методах обеспечения личной безопасности при проведении мероприятий деловой разведки. Одной из отличительных особенностей деловой разведки, как и любого другого вида разведки, вне зависимости от сферы ее использования и применения, является то, что максимальную эффективность она способна обеспечить лишь в том случае, когда сама ее активность, а также конкретные цели и объекты исследований будут абсолютно неизвестны и невидимы окружающим. Более того, несмотря на то, что деловая разведка полностью законна, она, как и государственная разведка, должна действовать скрытно – хотя бы для того, чтобы не стать жертвой намеренной дезинформации. Да и для того, чтобы не начали прятать интересующие ее сведения.

Легендирование в качестве метода камуфлирования действий известно давным-давно и применяется сегодня столь же массированно, как и прежде. В бизнесе легендирование стало явлением повсеместным и широкомасштабным. Сфера применения легендирования аферистами и мошенниками простирается от околпачивания отдельно взятого лица до развешивания лапши на уши широким слоям избирателей. Субъектов легендирования можно встретить везде и всюду: от посетителя фирмы до глав государств. Везде, где есть необходимость технически грамотно скрыть истину, можно обнаружить применение легендирования. Даже в нормативном бизнесе, сознательно избегающем элементов лжи и дезинформирования, бессознательное легендирование в силу личностных амбиций невольных создателей легенд привносят в деловую жизнь неосознанные искажения реальности, что рано или поздно приводит к вполне ощутимым проблемам.

«Легенда прикрытия − это специально подобранные с учетом назначения и условий использования факты, вымышленные и реальные сведения, присваивая которые или ссылаясь на них, специалисты коммерческой разведки скрывают/маскируют от внешнего окружения свою принадлежность к конкретной компании и/или сфере бизнеса, тем самым создавая благоприятные условия для решения разведывательных задач».

Поскольку разведка и контрразведка переходят в компьютерные сети, появилась необходимость создавать виртуальные легенды. Информационное содержимое компьютеров и интернет-аккаунтов должно быть похожим на настоящее и выдерживать проверку определенной глубины. Для этого нам нужна убедительная биография: родственники, друзья, враги, дипломы, карьера, болезни, судимости, имущество и т. д. Все это должно быть правдоподобно оформлено, подкреплено документами и иными материальными свидетельствами.

Как заметил на своем сайте эксперт коммерческой разведки Генрих Лемке, легендированию могут подлежать не только субъекты разведывательной деятельности (люди, отделы или подразделения), но и различные мероприятия и связанные с ними события, обстоятельства или факты.

Итого, имеем следующий список легендируемых:

– во-первых, сами специалисты коммерческой разведки, работающие с внешней и внутренней разведсетью источников;

– во-вторых, специально созданные подразделения для решения различных разведывательных задач (включая виртуальные группы и объекты
для сбора сведений и иных задач в интернете);

– в-третьих, специально созданные организации для активной работы во внешнем окружении (например, консалтинговые и проч. компании, официально «независимые» и не связанные с вашей компанией);

– в-четвертых, это события, факты, информационные поводы и т. п. (которые необходимо создать и обнародовать), подтверждающие используемые легенды прикрытия действующих специалистов (и органов) коммерческой разведки (статьи, заявления, объявления о событиях и т. п.). Диапазон легендируемых событий/фактов/обстоятельств и т. п. может быть весьма широк и напрямую зависит от конкретных обстоятельств использования легенды прикрытия;

– в-пятых, это т. н. легендированное обеспечение проводимых мероприятий разведки по сбору/получению интересующих сведений, как правило, включающих в себя: легендирование подхода к источнику; легендированный сбор/получение/выведывание сведений; легендированный отход/завершение мероприятия;

– в-шестых, это различного рода документы, подтверждающие те или иные события и факты, задействованные в легенде прикрытия. Диапазон необходимых документов прикрытия напрямую определяется нюансами самой легенды прикрытия и особенностей ее практического использования».

Метод «легендирования» для осуществления внешних действий состоит в том, что специалист деловой разведки для активной работы с источниками внешней «сети», источников информации присваивает себе (взамен настоящих) искусственно созданные или разработанные реквизиты, маскирующие его принадлежность к конкретной коммерческой компании или сфере бизнеса. Типичным примером могут служить, как рассказывает эксперт конкурентной разведки Евгений Ющук, визитные карточки менеджеров крупных иностранных компаний. «На общедоступной визитной карточке специалиста, раздаваемой им на публичных мероприятиях, может быть написано «Менеджер», тогда как в его реквизитах на закрытом сайте Международного общества профессионалов конкурентной разведки написано «Менеджер по конкурентной разведке».

Как свидетельствует практика, во многих случаях «легендирование» позволяет существенно упростить сбор информации об интересующем коммерческого разведчика объекте, ведь сведения в этом случае собирает вовсе не конкурент, а некое нейтральное лицо или даже возможный «союзник». Действующее в России и в большинстве стран мира законодательство вполне позволяет это сделать.

Автор Игорь Бедеров

Источник