Работа телохранителя

“Полицейская” проверка. Часть 2

Продолжение публикации Андрея Святославовича Шикина. Начало здесь.

К числу настораживающих и явно подозрительных признаков можно отнести видимые несоответствия во внешнем виде сотрудника ГИБДД. Отсутствие спец.снаряжения (жезл, номерной жетон, элементов светоотражающей экипировки и т.д.), несоответствие и явные нарушения формы, комбинирование летней и зимней вариантов одежды. Сотрудник в зимнее время осуществляет службу в летнем плащике и туфлях и т.д. Расхлябанность во внешнем виде, «неуставная» прическа, небритость, наколки на видимых частях тела, признаки алкогольного или наркотического опьянения и т.д.

Хотя, к сожалению, необходимо признать, что некоторые сотрудники не являются образцом внешнего вида (особенно часто с этим приходится сталкиваться в отдаленных регионах). К той же категории подозрительных относятся признаки так или иначе связанные с автотранспортом сотрудников полиции: обычный автомобиль без спец.раскраски, проблесковых маячков, номера не относятся к полицейским, не местные. Тонированные стекла, номера заляпаны грязью, снегом, не прочитываются. Автомобиль имеет явно свежую окраску, либо наоборот используется автомобиль с устаревшими правилами нанесения окраски, спец. раскраска и опознавательные знаки нанесены кустарно с нарушением основных требований.

Если кобура, как бы невзначай сползла на переднюю поверхность правого бедра, да при этом расстегнута, на АКСУ опущен «флажок» предохранителя и, он висит на груди или под правым локотком – это признак, указывающий, в лучшем случае на то, что вам крепко не доверяют и опасаются.

Другие признаки, связанные с парковкой автомобиля, перечислены в последующих разделах темы. Обратите внимание на тактические моменты, насколько удобно место, выбранное для остановки, подходит для засады, вооруженного нападения. Как ведут себя напарники проверяющего, как расположены и в какой степени готовности находятся транспортные средства, присутствует ли кто-то еще помимо сотрудников полиции в форме, их отношение, внимание к остановке и проверке транспортного средства. Уединенность места, наличие укрытий, возможность быстрой эвакуации для вас и проверяющих и т.д.

Экспресс-психодиагностика приближающегося сотрудника в форме, как он себя ведет, как представляется. Для штатного сотрудника ГИБДД, пусть даже добросовестного полицейского, это привычная рутинная проверка – одна из десятков или сотен за сегодняшний день (кое у кого можно заметить алчный блеск в глазах: «А, на сколько же ты, дорогой автолюбитель, потянешь?»), но если вы ясно прочитываете признаки внутреннего беспокойства, вызванные человеческим фактором, очевидно, стоит насторожиться.

Как уже упоминалось, для штатных сотрудников ГИБДД, очередная проверка автотранспорта и его владельца – это рутинный эпизод из тысяч себе подобных. И как бы часто не отстреливали сотрудников ГИБДД бандиты на всех дорогах России, тактика действий их в ходе осмотра оставляет желать лучшего.

Хорошим сигнальным маячком для телохранителя в этой ситуации, помимо прочих факторов, может служить оружие приближающегося полицейского. Во-первых, табельное ли это вооружение инспектора ГИБДД? Сейчас на вооружение у сотрудников ГИБДД чаще всего можно встретить два вида огнестрельного оружия, в качестве личного короткоствольного – ПМ и, в некоторых случаях – укороченный автомат АКС-74у калибра 5,45 мм. Если автомат Калашникова, например модификации АКМ калибра 7,62 мм – «гаишник» скорее всего липовый.

У отдельных подразделений полиции на вооружении можно встретить пистолет-пулеметы ПП-90, «Кедр», «Кипарис». Сейчас по заказу МВД заводами-изготовителями разработано много нового портативного оружия ПП-93, «Бизон-2» и др. Некоторые виды револьверов в качестве личного оружия – РСА, Р-92, «Удар» – внешне подобные револьверы частным телохранителям знакомы, их служебные аналоги уже имеются на вооружении у многих охранных структур.

Беда силовых структур – проблемы с финансированием и большие запасы старого вооружения и боеприпасов на складах. Поэтому хотя новое оружие разрабатывается и рекламируется, встретить его можно не часто, тем более очевидно нескоро подобное вооружение дойдет до рядовых инспекторов ГИБДД.

Что касается спец.вооружения, пистолетов ПСС, длинноствольных образцов оружия – ВСС, «Гроза», КС-23 и т.д., то они применяются только спец.подразделениями при проведении контртеррористических операций, и если вы не оказались в зоне терракта, то вряд ли встретите полицейского с подобным вооружением, а вот организованные преступники подобное вооружение, как показывают факты, в своем арсенале, к сожалению, уже имеют.

Если вы видите, что у сотрудника полиции устаревшее оружие, снятое с вооружения (например, пистолет ТТ, револьвер, «Наган» или пистолет-пулемет ППС), помповое ружье или импортные образцы вооружения «Глок-17», пистолет-пулеметы «Аграм-2000», «Узи», «Скорпион» и т.д. – очевидно, что подобный «полицейский» имеет недобрые намерения. Но форма сотрудника, в том числе, тем и притягательна для преступников, что можно открыто не вызывая подозрение носить табельное оружие, не пряча его. Здесь определенным настораживающим фактором служит готовность оружия к действию.

Как уже упоминалось, для штатных сотрудников ГИБДД, очередная проверка автотранспорта и его владельца – это рутинный эпизод из тысяч себе подобных. И как бы часто не отстреливали сотрудников ГИБДД бандиты на всех дорогах России, тактика действий их в ходе осмотра оставляет желать лучшего.

Если сотрудники оперативных и оперативно-боевых подразделений МВД зачастую действуют достаточно грамотно, то гаишник думает о своем (особенно категория с «алчным блеском» в глазах). Обратите внимание как они, утыкаясь носом в водительские документы или багажник автомобиля, абсолютно не контролируют ситуацию. Притом, что владелец автомобиля и пассажиры стоят у него за спиной, а напарник вместо того, чтобы прикрывать, расположился на «ветерке» в своей машине и дремлет под музыку из автомагнитолы или деловито строчит свой протокол. При этом табельный ПМ наглухо «замурован» в штатной кобуре, а автомат болтается где-то в районе ягодиц. Будет ли так вести себя бандит? Очевидно, нет.

Если кобура, как бы невзначай сползла на переднюю поверхность правого бедра, да при этом расстегнута, на АКСУ опущен «флажок» предохранителя и, он висит на груди или под правым локотком – это признак, указывающий, в лучшем случае на то, что вам крепко не доверяют и опасаются.

Порядок ношения (готовности) оружия законодательно, для полицейского определен так же, как и для частного охранника, различий практически нет, и надо задуматься, чем вызваны подобные нарушения. Стоит присмотреться, возможно штатная кобура из под ПМ набита скомканной газетой, а пазуха шинельки или бушлата слегка оттопыривается?

Если вы заметили слишком много настораживающих факторов, и из чувства самосохранения решили сознательно пойти на нарушение и не остановиться на требование инспектора ГИБДД, а наоборот ускориться, то помните, что в соответствии с Законом «О полиции» сотрудник вправе применить табельное оружие:
«для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан».

При этом очевидно, что под повреждением транспортного средства понимается стрельба по колесам. Однако, учитывая такое явление, как рикошет пуль с твердым сердечником от асфальта и, главным образом, не достаточно твердые навыки владения табельным оружием (в этом случае при скоростной стрельбе, начиная от второй-третьей, все последующие пробоины пойдут в район салона автомобиля), есть большой риск нарваться на пулю, хотя возможно это и не планировалось изначально стреляющим.

В подобном случае, если в виду явно настораживающих факторов вы решили не останавливаться на требование «лжеинспектора» и пошли в отрыв, то тактически обоснованно будет добраться как можно быстрей до ближайшего отделения (стационарного поста) полиции, в легальности, которого вы уверены. Тем самым вы решите ряд проблем: стационарный пост – это место, где возможно оказание помощи в случае, если начавшие преследовать вас, действительно оказались бандитами. В случае если же вы ушли от преследования или его не было, то вы имеете возможность локализовать неприятные последствия, если пост от которого ушли действительно оказался полицейским.

Конечно, для этого потребуется определенная гибкость, во всяком случае, объясняя свое поведение, не нужно скрывать свое предназначение, напомнить о печальной статистике заказных убийств и те подозрительные признаки, которые толкнули вас на подобное нарушение. После чего выразите готовность к осмотру машины, документов и т.д. на стационарном посту, месте, где вам, во всяком случае, нечего опасаться за свою безопасность. Тем самым вы возможно решите проблему, чтобы вас исключили из «черных списков» и не блокировали на всех постах ГИБДД в ближайшее время. Ну и главное в этой ситуации, очевидно то, что вы сможете получить информацию, являлись ли ваши опасения обоснованными, либо нет.

Как ранее указывалось не стоит останавливаться в том месте, где дал отмашку жезлом сотрудник ГИБДД, лучше либо не доехать, либо наоборот проехать несколько дальше.

При нахождении в бронированной машине, если вам предлагают открыть под каким-либо предлогом дверь или опустить стекло делать этого не нужно. В лучшем случае щель при опускании стекла (при условии, что конструкция стеклоподъемника позволяет), должна быть не больше той, чтобы передать документы для проверки. Если сотрудники полиции настаивают на том, чтобы вы вышли из машины (открыли дверь), а вы твердо уверены, что ни в каких противоправных нарушениях не замешаны, не соглашайтесь на это, предложив проехать совместной колонной к ближайшему стационарному отделению (посту) полиции. Одновременно докладывайте о происшествии оперативному дежурному (юристу). Постарайтесь зафиксировать действия сотрудников ГИБДД на фото (видеосъемку).

В случае если вы двигаетесь в составе кортежа и своевременно заметили мобильный полицейский пост лучше применить поэтапный проезд. При этом основная машина заблаговременно останавливается, не доезжая до поста (прикрепленный выходит и контролирует ситуацию снаружи). Машина прикрытия первой проезжает контрольный пост. При любых настораживающих признаках в отношении нее основная машина разворачивается и уезжает. Если экипаж машины прикрытия не выявляет подозрительных признаков, он оповещает об этом прикрепленного. После этого, отъехав на 15 м, останавливается на обочине, выездные выходят и наблюдают за обстановкой и затем, как проезжает контрольный участок основная машина.

Здесь были рассмотрены ситуации связанные с проездом мобильного полицейского поста, однако не следует слишком расслабляться и при проезде стационарных постов. Уже указывалась вероятность внешней атаки на этом участке. В ряде случаев преступники при разработке боевого сценария идут на то, что захватывают объект, прилегающий к маршруту, и наличие нескольких сотрудников полиции их может не остановить. В этом случае люди в форме на посту будут «чужими». Наконец можно привести реальные примеры, когда действующие сотрудники милиции на стационарных постах организовывали разбойные нападения на проезжающие машины и с целью сокрытия следов преступления убивали своих жертв.

Автор Андрей Шикин. Приведен отрывок из его книги «Организация личной охраны», вышедшей в издательстве «Академический проект», г.Москва