Бусидо

«Сакки» — Дух смерти или Дух Убийцы

Дзэн внес и оставил огромный отпечаток в японских боевых искусствах. Не исключением стало и Каратэ-До. С помощью дзэн и боевых искусств  великие мастера и воины «Буши» достигали не только просветления «Сатори». Дзэн и боевые искусства пробуждали в человеке еще и такое состояние сознания, как «кан». Чтобы объяснить вам это состояние, я его назову просто – «шестое чувство». «Кан», это предвидение, говоря русским языком. Если говорить не так поверхностно, то можно сказать, что это видение «оком сознания».

Практикуя Дзэн или какое либо боевое искусство появляется как бы точное интуитивное понимание происходящего вокруг, предвидение событий, способность быстро и правильно находить выход в любой экстренной ситуации и способность читать мысли, предугадывая ситуацию. Еще «кан» можно назвать как интуиция, инстинкт, чутье, чувство, ощущение. Эзотерики называют это развитием «аджны чакры» — третьего глаза. Скептики глядя на людей с развитым чувством «кан», пытаясь это объяснить, говорят, что это просто люди, которые хорошо разбираются в психологии других людей. С последним я однозначно не согласен.

«Кан» позволяет практикующему Будо почувствовать некий сильный негативный поток энергии «ки» (на китайском языке – «ци»), который вызывает необъяснимую тревогу. Японцы называют это «сакки», что переводится как «дух смерти» или «дух убийцы». «Сакки» — это присутствие чувства реальной опасности, угрозы со стороны. В старину многие великие мастера, способом долгих лет занятий и медитативной работы достигали состояния сознания «кан» и чувствовали «сакки» даже спиной, даже когда противника не было видно. Когда у стоящего поблизости и вроде бы дружелюбно настроенного человека на миг мелькала в голове какая-то негативная или враждебная мысль, — воин чувствовал это. Благодаря «кан» мастер становился фактически неуязвимым. Он легко мог отыскать даже в толпе потенциального врага, сходу определяя источник угрозы и агрессора и благодаря этому, мастер мог предвидеть атаку даже в темноте.

Хочу добавить, что «кан» с годами вырабатывается не только у мастеров боевых искусств, но и у современных воинов, опытных бойцов элитных подразделений, бойцов отрядов специального назначения, снайперов, телохранителей и у некоторых простых людей, которые долгое время находятся в суровых и угрожающих для жизни условиях. Тут уж этому способствует не дзэн и Будо, а постоянное нахождение на грани жизни и смерти.

Я приведу вам несколько примеров чувства «кан» из жизни мастеров боевых искусств и воинов в целом, которые имели место быть в реальной жизни.

Один из ярких примеров «кан» история сохранила в случае из жизни знаменитого мастера фехтования на мечах Ягю Таджима-но-Ками Мунэнори, которую повествует знаменитый японский популяризатор и автор многих книг и лекций по Дзэн-Буддизму – Дайсэцу Судзуки.

“Однажды весенним днем Ягю Таджима-но-Ками Мунэнори любовался видом цветущих вишен во дворе своей усадьбы. Он был глубоко погружен в созерцание. Внезапно он почувствовал «сакки» — “ки убийцы”, угрожающее ему сзади. Ягю обернулся, но позади него был лишь юноша-меченосец, который обыкновенно сопровождал его. Ягю никак не мог понять, откуда исходит «сакки». Этот факт глубоко озадачил его, поскольку в результате долгих тренировок он сумел развить нечто вроде шестого чувства, распознающего присутствие «сакки».

Вскоре он возвратился домой, пытаясь разрешить захватившую его целиком проблему. Дело в том, что до сей поры он никогда не ошибался, точно определяя источник «сакки». Волнение его было столь велико, что прислуга боялась приблизиться и узнать, в чем дело. Наконец, один из старейших слуг рискнул спросить, не болен ли господин и не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Мастер ответил: — „Нет, я не болен. Но в саду я пережил столь странное ощущение, что оно до сих пор не дает мне покоя. Я размышляю над случившимся”. И он поведал слуге о том, что произошло.

Когда слух о событии распространился по дому, юноша оруженосец, сопровождавший мастера во время злополучной прогулки признался: “Когда я увидел Ваше Высочество погруженным в созерцание цветущей вишни, во мне зародилась мысль: как бы ни был совершенен мой господин во владении мечом, он ни за что не смог бы защититься, вздумай я нанести ему сзади удар. Очевидно, эта моя мысль была уловлена Вами”. Сделав такое признание, слуга выразил готовность понести наказание за свою недостойную мысль.

Признание юноши мгновенно прояснило ситуацию, которая так удручила Ягю, и он не стал наказывать оруженосца. Мастер был полностью удовлетворен тем, что его чувство „Кан” и на этот раз не дало осечки…”

Таких случаев из жизни мастеров не мало. «Кан» был развит у великого мастера фехтования на мечах Миямото Мусаши и его противнику Сосаки Коджиро.

«Кан» мы можем увидеть в фильме Акира Курасава «Семь Самураев» — когда самураи набирали лучших воинов для защиты села и решили устроить испытание для кандидатов, с подстерегающим за стеной молодым воином, с палкой в руках. Так же в фильме «Обреченный на Одиночество» по биографии основателя Кёкушинкай Каратэ-До — Масутацу Ояма, когда мастер почувствовал «сакки» выходя из дома, что спасло ему жизнь от нападения наемного убийцы с мечом, который поджидал его на крыше.

Случаи появление чувства «кан» как сверхвозможности, случались и не только в далеком прошлом или в кино. В реальной жизни обладание «Кан» свидетели приписывали мастеру Дайто-Рю Айки-Джицу – Сокаку Такэда и его ученику, основателю Айкидо – Морихэй Уешиба, отцу современного Каратэ-До Гичин Фунакоши и его ученикам основателю Вадо-Рю Каратэ-До — Хиронори Оцука и легендарному мастеру Шотокан Каратэ-До — Хирокадзу Канадзава. Этот список можно продолжать и продолжать. Я приведу вам еще несколько примеров из жизни…

Сэнсей Хирокадзу Канадзава рассказывал случай из его жизни, о мастере Гичин Фунакоши.

“…Перед сэнсеем Фунакоши нельзя было думать о чем-нибудь нехорошем. Если ты думал о чем-то в этом роде, то он сразу это понимал. Например, пришли мы как то на тренировку в Додзё. Все были уже в сборе и я пошел встречать сэнсей, который должен приехать на такси. Встретив такси, я сопровождал его в Додзё. Тогда сэнсею Гичин Фунакоши было уже за 80 лет. На входе я пропуская его вперед оказался сзади и тогда я подумал, – «…интересно, если я сейчас нападу на сэнсей, смог бы он отразить атаку?» В тот самый момент сэнсей Фунакоши обернулся и улыбаясь говорит, — «Канадзава-сан, о чем вы сейчас подумали?». Я попался. Он понял, о чем я думал. И таких случаев было много. Вообще, по отношению к сэнсею Гичин Фунакоши я испытывал чувства, как к человеку, спустившемуся с небес…”

Гичин Фунакоши
Хирокадзу Канадзава

Однажды, не так давно, один японский журналист работающий в Москве и являющийся обладателем 3-го дана каратэ-до Вадо-Рю рассказывал как подобная история произошла с ним и с мастером Хиронори Оцука, основателем Вадо-Рю Каратэ-До.

“…Я тогда был еще очень молодым, но уже опытным каратэкой. На одной из тренировок, которые проводил сэнсей Хиронори Оцука, я подумал о том, что если бы я сейчас напал на учителя, то возможно смог бы победить его. Мысль эта пришла мне в голову в тот момент, когда все ученики выполняли поклон учителю «Сэнсей-ни-рэй». Подняв голову я ощутил на себе недовольный и давящий взгляд сэнсея. Учитель будто бы буквально пригвоздил меня к полу взглядом. Хотя в додзё было очень много людей, сэнсей Оцука безошибочно почувствовал потенциальную опасность и определил от кого исходит «сакки»…”

Я думаю, даже если бы сэнсей Хиронори Оцука не был мастером Каратэ-До, чувство «кан» могло бы у него выработаться, так как он вырос в очень сложные времена и считался в молодости великолепным уличным  бойцом. В те суровые времена может быть он и не дожил бы преклонных лет, не обладай он чувством «кан», позволяющим ему чувствовать малейшую опасность.

В наши дни некоторые люди тоже обладают чувством «кан», но не придают этому значения или не догадываются об этом. То есть, они просто не знают, что это такое и откуда оно в них взялось. Сами же называют это шестым чувством, объясняя это фразами – «спинным мозгом почувствовал», «ощутил какое то неприятное чувство», «что-то мне подсказало…» и т.д.

Я не считаю себя великим мастером боевых искусств, но хочу привести вам пример из нескольких случаев моей жизни, когда я или мои друзья чувствовали «сакки» в современном мире.

Так, например, мой боевой товарищ, находясь в головном дозоре почувствовал «сакки», что помогло нам всем избежать вражеской засады и спасло жизни. Это было во время войны, в «горячей точке».

Другой товарищ, будучи снайпером нашего подразделения, рассказал мне, что работая, распознает даже не заметное изменение в деталях местности, деревьев, кустов и т.д.  Этому учат не только снайперов. Но иногда, даже без видимых изменений в местности, ему что-то подсказывало об опасности и он верно определял источник угрозы. Слушая его, я понимал, о чем он говорит и был уверен, что это с годами войны в нем выработался «кан» и он чувствовал именно «сакки».

Такие же случаи были и у меня. К примеру, благодаря «кан» мне удалось предотвратить потери, вовремя обнаружив «сюрприз» (взрывное устройство – ловушку), оставленный противником. «Сюрприз» был оставлен там, где его по идее недолжно было быть. Парни даже усмехнулись, когда я их остановил и стали шутить, как бы обвиняя меня в излишней осторожности. Подобных случаев было немало у многих, кому довелось принимать участие в вооруженных конфликтах.

В завершении хотелось бы сказать, что порой мы даже еще полностью не осознаем, насколько многому нас учит боевое искусство и сколько плюсов в таком Великом Достоянии Человека, как Каратэ-До! Мира Вам, друзья мои! Пусть все беды и напасти обойдут Ваш дом стороной!

Осс!

Автор Армен Мовсесян