Работа телохранителя

Основы работы охранника-водителя. Советует НАСТ России. (Часть 1)

В последние годы все чаще можно слышать: «Нам нужен водитель-охранник» (или «охранник, который будет одновременно и водителем защищаемого лица»). Охранник-водитель — явление де-факто достаточно распространенное в сфере обеспечения безопасности коммерческих руководителей различного ранга, хотя и является нонсенсом с юридической точки зрения, и совсем не желательное с точки зрения профессионала. Но в данном случае мы будем говорить об обязанностях водителя, которому приходится выполнять и обязанности охранника. Естественно, что такая работа требует иного, более высокого уровня профессиональной подготовки. Рассказывает специалист НАСТ России Александр Аничин.

Что же конкретно должен знать и уметь использовать на практике водитель? Он должен иметь четкое представление о том, как проводится нападение на автомобиль и какими способами от него уходить, т.е. его профессиональная подготовка должна включать знание тактики оборонительного и приемы контраварийного вождения автомобиля.

В обязанности водителя-охранника по обеспечению безопасности защищаемого лица на маршрутах следования входит комплекс мероприятий, который предусматривает:

  1. выбор, подготовку и защиту автомобиля;
  2. выбор, оценку основных и запасных маршрутов передвижения;
  3. осуществление мер безопасности во время стоянки, парковки и т.д.

Выбор, подготовка и защита автомобиля

А. При выборе автомобиля для защищаемого лица следует исходить из следующих требований:
  • автомобиль должен иметь достаточно мощный двигатель;
  • быть маневренным;
  • иметь мощную подвеску;
  • ничто не должно мешать хорошему обзору из салона;
  • окраска кузова не должна быть яркой.
Б. После выбора служебного автомобиля следует дополнительно его оснастить:
  • усилить передний и задний бамперы;
  • провести тонирование стекол;
  • необходимо также установить дополнительные фары, зеркала для наблюдения из салона, центральный замок и охранную сигнализацию с противоугонной системой; оборудовать автомобиль сиреной ручного или ножного включения; становить спец.сигнал («маячок»); микрофон, «громкую» и стационарную связь.
В. Кроме выше перечисленного автомобиль должен быть обязательно укомплектован:
  • кондиционером;
  • медицинской аптечкой;
  • огнетушителями (порошковыми или пенными), расположенными в багажнике и салоне; — инерционными ремнями и подушками безопасности;
  • дугами безопасности от бокового удара;
  • запасным колесом (всегда в исправном состоянии) и набором инструментов для устранения неисправностей;
  • буксировочным тросом;
  • мощным фонарем или переносным прожектором.
  • радиатор, выхлопная труба автомобиля должны быть защищены. Также желательно установить пуленепробиваемые стекла и покрышки, бронеплиту за задним сиденьем и невозгораемый топливный бак.
Г. Перед выездом на маршрут автомобиль должен быть подготовлен соответствующим образом:
  • следует обратить внимание на то, чтобы бензобак и бачок омывателя стекол были полными;
  • уровень масла и охлаждающей жидкости был в норме;
  • зарядка аккумулятора (норма);
  • давление в шинах соответствовало параметрам, указанным производителем, с учетом погодных условий и местности, по которой придется проезжать;
  • стекла и фары были чистыми;
  • окна и двери были закрыты.
Д. Перед каждым выездом кроме проверки технического состояния производится осмотр автомобиля, который включает в себя: 
  • обход и внешний осмотр;
  • обследование арок и днища автомашины;
  • открытие двери, через которую вышел последний пассажир;
  • обследование салона и багажника.

Обход и осмотр автомобиля производится по часовой стрелке (или против нее)

 Осмотру подлежат 10—15 м вокруг автомобиля. Двигаясь против часовой стрелки осматривают окружающий участок – парк автомобилей, гараж, непосредственно площадку вокруг автомобиля, дренаж, недавно обработанную землю, изгородь. Обратите внимание на провода, коробки, пакеты, что-либо необычно, т.к это может оказаться заложенным взрывным устройством.

При осмотре кузова обратите внимание – не повреждены ли окраска, зеркала, бамперы, колпаки ступиц, окна, крышка заливной горловины бензобака.

Ищите следы несанкционированного контакта, насильственного проникновения – пятна, грязь и т.д.

Колеса и арки – проверьте всю внутреннюю сторону арки, шины, трубки тормозной магистрали (нет ли порезов), не вставлены ли острые предметы в шину, не ослаблены ли гайки на колесах.

Днище – внимательно осматриваем шасси, карданный вал, моторное отделение, выхлопные трубы по всей длине, внутреннюю сторону колес. Следует искать протечки масла, порезы на трубах, осмотреть теплочувствительные детали около выхлопной трубы.

Капот – вскрытие капота (без открывания дверей автомобиля) может производиться специальным приспособлением, затем отключается электросеть и производится осмотр двигательного отсека.

Внимательно осмотрите внутренность салона – сначала через окна. Если автомобиль оставался без присмотра некоторое время, соблюдайте особую осторожность.

Откройте двери и осмотрите все углы, обивку, сиденья, подлокотники, панели крыши, пепельницы, перчаточный ящик, скрытые полости. При этом особое внимание обращайте на наличие меток, которые устанавливает водитель с целью определения вскрывался автомобиль или нет.

При осмотре багажника – выньте из него все предметы, проверьте наличие и исправность запасных частей. Если автомобиль оставался без присмотра, постарайтесь открывать багажник осторожно, если конструктивно возможно, из салона.

Осмотр салона и багажника может производиться с использованием поисковой техники для выявления технических средств съема аудиоинформации и досмотровых зеркал. Если обнаружите что-либо подозрительное, ни к чему не прикасайтесь, предупредите коллег, освободите опасный участок, установите вокруг него оцепление. Сообщите о подозрительных фактах в милицию, своему начальству и защищаемому лицу.

Заключительная проверка – открыв двери, заведите двигатель и слушайте, как он работает, проверьте все электрооборудование (фары, стеклоочистители и т.д.), тормоза, передачи. При осмотре заполняется специальный формуляр.

Формуляр детального осмотра автомашины:

Марка а/м_______________ Модель___________________

Кол-во дверей __________ Год выпуска_______________

Кузов №_________________ Место проверки___________

Дата, время проверки________________

Внешний осмотр (Визуальная проверка)

  1. Признаки взлома.
  2. Признаки неблагополучия (отпечатки пальцев, протекание жидкости, оголенные или
  3. висячие провода).
  4. Участок вокруг и под каждым колесом.
  5. Проверка контрольной ленты.

Проверка днища автомашины 

  1. Левый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
  2. Правый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
  3. Левый задний отсек двигателя.
  4. Правый задний отсек двигателя.
  5. Коробка передач (трансмиссия).
  6. Рулевые тяги.
  7. Бензопровод.
  8. Система выхлопа газов.
  9. Дифференциал.
  10. Задний мост и пространство вокруг.

Если видишь, что-то необычное – изолируй, не прикасайся, зови на помощь.

Проверка салона изнутри 

А. Задняя часть:
  1. Двери.
  2. Дверные панели.
  3. Маты (коврики).
  4. Заднее сиденье и подлокотники.
  5. Подголовники.
  6. Включатель освещения.
  7. Под передним сиденьем.
  8. Спинка заднего сиденья.
Б. Передняя часть:
  1. Двери.
  2. Дверные панели.
  3. Маты, педали.
  4. Блок предохранителей.
  5. Передние сиденья.
  6. Торпеда, ручки вентиляции.
  7. Радио, прикуриватель, пепельница.
  8. «Бардачок».
  9. Солнцезащитные колпачки.
  10. Включатели освещения.
  11. Подголовники.
В. Проверка багажника:
  1. Маты (коврики).
  2. Запасное колесо.
  3. Спинка заднего сиденья.
  4. Электропроводка.
  5. Задняя панель из багажника.
  6. Бензобак (удостовериться, заперта ли крышка).
Г. Проверка моторного отсека:
  1. Проверка капота.
  2. Проверка всего отсека.
Д. Запуск двигателя
Е. Проверка звуковой сигнализации, фар, поворотов, мигалки, тормозов, кондиционера, обогревателя, сидений, зеркал, радио.
Ж. Проверка наличия бензина, зарядки аккумулятора, давления масла.

Кем произведена проверка (ФИО) ______________________

Дата, время_______________

Выбор, оценка маршрута передвижения

Следует планировать несколько маршрутов движения: основной и как минимум два запасных. При выборе маршрута основным критерием оценки является его безопасность. Следовательно, целесообразно удлинить маршрут, если он менее опасен. Маршруты передвижения следует менять.

Отправляясь в поездку, вы должны знать, сколько времени она займет, когда вам надо выезжать, чтобы прибыть без опоздания.

Находясь на маршруте, вы должны точно знать пройденное расстояние и затраченное время. Ведите учет прохождения маршрута в зависимости от времени выезда, дня недели и т.д. При наличии радиостанции, регулярно проверяйте ее на маршруте и при обнаружении радиопомех усильте бдительность.

Помните, где ведутся дорожные работы, есть крутые повороты и т.д.

Важно знать, где на маршруте расположены больницы, посты ГАИ, чтобы в случае инцидента можно было быстро доставить или укрыть пассажира.

Необходимо проверить парковки автомобиля, заранее продумав, где лучше высадить пассажира, чтобы было удобно и безопасно.

Обязанности водителя

А.Водитель должен:
  • иметь высокие навыки вождения, в том числе и скоростного;
  • иметь стаж безаварийной работы не менее 6 лет;
  • досконально знать устройство, технические характеристики и возможности управляемого им автомобиля;
  • быть готовым сыграть активную роль в обеспечении безопасности защищаемого лица на маршруте следования;
  • знать нахождение своего автомобиля в потоке машин и вести наблюдение до начала движения, в процессе движения и после его завершения на маршруте;
  • избегать привычных схем, которые располагают к совершению нападения.
  • периодически менять время выезда, приезда и маршруты следования, а также место парковки и стоянки;
  • на любой дороге держать автомобиль, занимая более выгодную позицию, затрудняя нападение;
  • знать различные приемы и способы возможного нападения на автомобиль, а также признаки, указывающие на подготовку такого нападения;
  • знать сигналы, жесты, условные сигналы, кодовые слова и порядок действий по ним.
Б. Водителю запрещается:
  • слушать радио (без разрешения клиента);
  • вступать в разговоры (за исключением тех случаев, когда речь идет о безопасности вождения);
  • отвлекаться на посторонние действия;
  • вступать в конфликт с участниками дорожного движения и сотрудниками ГАИ;
  • курить;
  • садиться за руль в болезненном, похмельном или нервозном состоянии.

Посадка-высадка из автомобиля 

Статистика преступлений свидетельствует, что нападения злоумышленников совершаются чаще всего во время посадки или высадки из автомобиля.

Оптимально безопасный порядок действий по прибытии к месту проживания клиента таков: 
  • припарковать автомобиль как можно ближе к подъезду в направлении дальнейшего движения;
  • доложить по средствам связи о своем прибытии;
  • изучить обстановку вокруг подъезда дома, фиксируя все подозрительные моменты и принимая адекватные меры;
  • если обстановка благополучная, водитель покидает машину, закрыв ее на замок и поставив на сигнализацию, заходит в подъезд, где производит осмотр первого этажа, лифта, а только затем – всех лестничных клеток и пролетов до этажа, на котором проживает клиент, в том числе лестничные пролеты следующего этажа;
  • после условного сигнала встречает своего пассажира и сопровождает его по принципу «от двери к двери»: от двери квартиры до дверцы автомобиля, а затем и до двери офиса.
  • после встречи пассажира водитель первым спускается по лестнице, одновременно контролируя верхний лестничный пролет. Если спускаются в лифте, первым выходит из лифта, осматривает вестибюль и лестницы первого этажа, выходит из подъезда, оценивает обстановку и только после этого сопровождает пассажира к задней правой дверце автомобиля.
  • после посадки блокируются все двери машины. Окна закрыты (стекла на окнах могут быть опущены, но не более чем на 5 см). Проверяется связь.
  • начинается движение, о чем водитель докладывает оперативному дежурному.

(продолжение следует)

Источник