Транспорт, техника, снаряжение

«ТИГР» ИЛИ «ХАММЕР»?

Долгое время в американской армии ходила легенда, что «хаммер» на ровной поверхности перевернуть практически невозможно. Действительно — невероятная ширина и низкий центр тяжести автомобиля, специальные системы стабилизации… Но нашим бывшим соотечественникам, которые сегодня служат в израильской армии, это удалось. Разогнали джип задним ходом, резко развернулись, и ударили по тормозам. Когда об инциденте узнали в США, то прислали в Израиль специальную комиссию.

Несколько лет назад на вооружение подразделений специального назначения МВД России стал поступать автомобиль ГАЗ-2975, более известный под маркой «тигр». Многие позиционируют эту машину, как российский ответ знаменитому «хаммеру», на котором разъезжают бравые американские морпехи. Но соответствует ли эти утверждение истине?

hummer-2

В последнее время в печати стали появляться далеко не лестные материалы о «тигре». Новую разработку ГАЗа критикуют по всем статьям, пытаясь доказать, что отечественный производитель не доводит свою продукцию до уровня зарубежного эталона армейской машины. Эти статьи становятся особенно понятными после американского «блицкрига» в Ираке. Там вездесущие «хаммеры» стали едва ли не главными героями телерепортажей, символами чрезвычайно мобильной, наступающей, современной армии.

Чтобы расставить все точки над i стоит отметить, что у «хаммера» и «тигра» схожи только внешний вид, двигатель большого объема, АКПП, независимая подвеска. В остальном — это абсолютно разные машины, хоть и созданные для решения схожих задач.

Действительно ли непобедим «хаммер», или его мощь и сила всего лишь очередной миф штатовской PR-индустрии? О боевом заокеанском внедорожнике сказано уже столько, что его биографию нелегко изложить в нескольких словах. Но все же попробуем: родился, пошел в армию, воевал в Кувейте, попал на телеэкраны, приглянулся Шварценеггеру, стал популярным, обзавелся гражданскими версиями.

Война во Вьетнаме привела Америку к масштабной реконструкции всей военной системы. Страна отказалась от всеобщей воинской повинности, были пересмотрены требования к тактико-техническим характеристикам военного транспорта и вооружения. Как следствие, появились многочисленные военные заказы.

В уже далеком 1979 г. был объявлен конкурс на создание универсального армейского внедорожника. Вместе с другими крупными автостроительными компаниями США, к разработке приступила и AM General, бывшая в то время частью концерна American Motors. Перспективный заказ для Пентагона получил название HMMWV M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998) — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство модель 998». Название оказалось сложным для произношения, так что создатели машины быстро переименовали его в «HUMVEE». (Только гражданские модификации машины носят гордое название «хаммер» — в переводе с английского — «молот», а все стоящие на вооружении M998, М998А2 и различные модификации называются «ХАМВИ»).

Через год готовые ходовые образцы уже бороздили сверхсекретные пески Невады. После первых испытаний приемная комиссия вынесла вердикт: борьбу продолжат три вездехода — от AM General, Teledyne и General Dynamics. Дальнейшие испытания были просто «убийством» новых образцов: их топили в соленой воде, жарили на солнце в пустыне, морозили на арктическом побережье, пускали по опасным горным дорогам, загоняли в болота.

22 марта 1983 г. Пентагон капитулировал перед AM General и заключил контракт на поставку 55 тыс. HMMWV M998. Сумма в 1,2 млрд долларов стала рекордной за всю историю поставок колесной техники в армию США. В сентябре на прообразах будущих «хаммеров» уже катались пехотинцы 9-й моторизованной дивизии.

Что же получили американские военные за такие огромные деньги?

Начнем с проходимости. Геометрическая проходимость “Хамви” действительно гораздо лучше, чем у его предшественника M151. Однако сильно увеличенная масса машины это преимущество явно снижает. На базовом шасси установлен дизельный двигатель V8 рабочим объемом 6,5 л, развивающий мощность 160 л.с., и автоматическая четрехступенчатая коробка передач. В таком варианте максимальная скорость «хаммера» всего лишь 113 км в час (при 140 у нашего «Тигра»). Глубина форсирования водной преграды «Хамви» всего 0,75 м, (у «Тигра» же — 1,2 м).

Считается, что HMMWV имеет прочную броню. Однако на официальном сайте производителя написано: «Военным ведомством США не предъявляется требований по бронезащите большинства моделей HMMWV. Носители вооружения и санитарные машины с жестким кузовом сконструированы с целью обеспечения некоторой степени защиты от осколков и пуль. В базовом бронекомплекте используется комбинация стали, кевлара, и многослойных поликарбонатных окон, предназначенная для остановки осколков весом до 17 г. В добавочной броне используется дополнительная сталь, чтобы останавливать осколки до 44 г. Ни базовая, ни добавочная броня не предусматривает остановки пуль любого размера на полной начальной скорости». Таковы данные корпорации AM General.

Немецкие военные издания неоднократно отмечали, что у HMMWV слишком жесткие сиденья и короткие ремни безопасности. На неровной дороге солдаты сильно бьются головой о крышу машины. В угоду проходимости и управляемости смещенный в салон двигатель и агрегаты трансмиссии сильно ограничивают жизненное пространство. Кроме того, в полевых условиях «хаммеру» недостает грузоподъемности. Армейский автомобиль должен быть готов к дополнительной загрузке оружием, однако эксплуатация машин в Ираке показала, что HMMWV на это не способен. За последние десять лет вне рамок военных действий зарегистрировано 8,2 тыс. дорожных происшествия с армейскими вездеходами «Хаммер». Они закончились 250 смертями и 2,6 тыс. случаями нанесения увечий.

Как мы видим HMMWV — машина специфическая, у нее есть как сильные, так и откровенно слабые стороны. Поэтому называть ее эталоном армейского джипа все-таки не стоит. Кстати, HMMWV проходил испытания в 21 НИИ МО РФ, по стандартам которые предъявляются российским армейским автомобилям, и не прошел их! «Тигр» же выдержал все испытания с легкостью.

По словам главного конструктора КБ серийных автомобилей ГАЗа Александра Масягина, при проектировании «тигра» были использованы хорошо зарекомендовавшие себя агрегаты и решения БТР-80 и БТР-90. Пока используется американский двигатель, но в качестве альтернативы предусмотрен шестицилиндровый дизель ГАЗ-562. По сравнению с бронекорпусом БТР, кузов бронированного «Тигра» проще: нет необходимости обеспечивать плавучесть, да и требования к защите пониже. Кроме того, бронированный «тигр» будет существенно дешевле «хаммера», который в специальном защищенном варианте стоит около 200 тыс. долларов.

Несмотря на то, что наш российский «Тигр» тоже не без сучка и задоринки, но это наша машина. Она сконструирована и выпущена в нашей стране, специально для нужд российских правоохранителей и спецназа. До «тигра» во внутренних войсках подобной автомобильной техники не было. Бесспорно, в его конструкции есть недостатки и «детские болезни», которые разработчики постепенно устраняют.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что ГАЗ 2975 по прозвищу «тигр» не уступает, а по некоторым параметрам превосходит зарубежные аналоги. Длина его «тела» свыше 2 м, вес — более 5 т. Сильные «конечности» с широкой резиной и мощный двигатель позволяют ему быстро передвигаться по зарослям тростника, бамбука, кустарников, в долинах рек и в горных лесах. Он не избегает жарких районов и хорошо переносит морозы. Бронированный покров плотный. «Питается» «тигр» преимущественно дизельным топливом. Отличается большой силой, ловкостью и выносливостью. Способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м. Принадлежит к семейству внедорожников.

Сегодня на просторах нашей страны «обитает» всего несколько десятков “тигров”. Большинство из них стоит на вооружении ОМОНа, ОМСНа и спецназа внутренних войск. Но с каждым месяцем их «популяция» увеличивается.

“Тигры” серии ГАЗ-2975 были созданы несколько лет назад по инициативе ОАО “ГАЗ” как многоцелевые транспортные средства повышенной проходимости. Рассчитаны они на эксплуатацию в диапазоне температур от —35оС до +55оС и влажности 99%. Разрабатывало внедорожник то же самое конструкторское бюро нижегородского завода, которое сконструировало стоящие на вооружении БТРы. Поэтому в “тиграх” использованы хорошо себя зарекомендовавшие агрегаты.

Кто не видел своими глазами нижегородского «хищника», на дороге мог бы с легкостью спутать “тигра” с заморским “хаммером”. И действительно, внешнее сходство очевидно — тот же угловатый кузов, высоко поднятый передний бампер, массивный протектор и увеличенная ширина колесной базы. На этом сходство заканчивается — начинка у них абсолютно разная.

Несмотря на внушительные размеры, внутри “хаммера” только четыре посадочных места, против восьми “тигриных”, учитывая, что тоннель трансмиссий расположен одинаково. Несмотря на мощный 195-сильный движок объемом 6,5 л американец с трудом разгоняется до 130 км/ч, изрядно проигрывая “тигру”. Этот список можно продолжать и дальше, расхваливая русских умельцев. Но самый главный козырь — это цена. Престижный “хаммер” в базовой комплектации без брони стоит 180 тыс. долларов. “Тигр” обойдется в шесть раз дешевле — порядка 30 тыс.

Создавая “тигров”, нижегородские конструкторы рассчитывали, что основными заказчиками будут силовые структуры, в первую очередь антитеррористические подразделения. Дело в том, что при штурме здания, к которому заблокированы подступы, “тигр” сможет стремительно расчистить путь для штурмовых групп.

Сейчас для этих целей используют БТРы. Но с ними всегда возникают определенные трудности, начиная с бумажной волокиты на разрешение выезда бронетехники на улицы города и заканчивая плохой маневренностью в городских условиях.

Лет пятнадцать назад в Москве на Фрунзенской набережной бандиты захватили отделение Сбербанка. Взяв в заложники персонал, преступники потребовали большой выкуп и вертолет. После неудачных попыток ведения переговоров было принято решение о штурме. Здесь и возникла проблема проникновения спецназовцев в здание — железные двери и решетки на окнах. Когда начался штурм, к банку подъехал БТР, через некоторое время удалось зацепить решетку, затем боевая машина дала ход назад и вырвала ее, и только потом в здание ворвались штурмовые группы. Операция по штурму заняла около 5 минут, и до сих пор непонятно, почему бандиты не убили заложников, когда увидели бронетехнику, и не встретили ураганным огнем штурмующих милиционеров.

Октябрь 2002 г., «Норд-Ост»… После применения спецсредств и штурма первых групп через центральный вход в здание начали проникать основные силы спецназа. Им пришлось буквально руками и прикладами разбивать толстые стекла первого этажа. Уже на этом этапе были потеряны драгоценные минуты, которые могли бы стать решающими в оказании помощи пострадавшим от газа.

В обоих случаях на скорости проведения операций сказалось отсутствие техники, способной скрытно приблизиться к объекту и стремительно прорваться через заграждения.

Помимо неоспоримых преимуществ новой машины, таких, как проходимость и защищенность, в ходе испытаний выявились некоторые недостатки. Сейчас идет активная работа по их устранению.

Так, в специальном милицейском автомобиле “тигр” появились бойницы, благодаря которым можно вести огонь из машины. Увеличен размер люка, и теперь он может использоваться как место для ведения огня. Высота десантного отсека немного увеличено, чтобы одетые по полной боевой выкладке спецназовцы не сидели, согнувшись. Изменен замок открывания задних дверей, благодаря чему время десантирования штурмовой группы из машины уменьшилось.

Улучшен и класс размещаемого в «тигре» спецоборудования. Так, в версии для внутренних войск в автомобиле появились блокиратор радиовзрывных устройств «Пелена-7», авиационный прожектор, комплекс нелетального воздействия, а также штурмовой комплект, состоящий из лебедки, тарана и лестницы.

Хотя претензии к разработчикам у сотрудников силовых структур остались. Многие критикуют «тигр» за излишнюю массу. Несмотря на то, что «Тигр» обладает  активной подвеской, по проходимости он проигрывает  бронированному «Уралу». Впрочем, как уверено руководство завода, все эти проблемы также устранимы.

Виктор ЛАНСКОЙ