Деловая разведка

Выявление «левого» бизнеса ваших сотрудников

Игорь Сергеевич Бедеров родился 24 января 1984 года. Окончил РГПУ им. А.И. Герцена и РИУ им. В.П. Чернова. Бывший сотрудник специальных служб. За время работы в частном бизнесе участвовал в организации системы безопасности таких предприятий, как ЗАО “Петромаш”, ОАО “Красный маяк”, сеть гипермаркетов “Метрика”, ЗАО “Северный текстиль”. Опытный бизнес-разведчик, сторонник комплексного подхода к обеспечению безопасности и достижению конкурентного преимущества, автор многочисленных статей. В 2014 году основал первое в Санкт-Петербурге и на северо-западе РФ частное разведывательное агентство «CABIS – деловая разведка и безопасность». В этом же году возглавил совместный с Агентством Финансовой и Правовой Безопасности проект в области обеспечения безопасности бизнеса RiskInform.ru

“Левый” приработок втайне от работодателя может повлечь за собой штрафы или увольнение. Или может стать началом собственного бизнеса. Риск для работодателя в том, что все эти “левые” бизнесы вредят непосредственно ему, т. к. затрагивают сферы заключения договоров, учет материальных ценностей и финансовых средств, трудовую и исполнительскую дисциплину.

“Левый” бизнес сотрудников может подорвать и даже разрушить работоспособность его работодателя. В качестве примера можно привести агентство недвижимости, из которого уходит менеджер и заодно уводит добрую половину клиентов. А это значит что? Что он с ними долго и кропотливо работал, заманивал и обхаживал. Это также значит и то, что в компании не был налажен действенный контроль за сотрудниками, а работа службы безопасности завершилась на стадии организации пропускного режима (в лучшем случае). Таких примеров много, предприниматели зачастую не видят необходимости в действенной службе безопасности или не понимают ее сути. Еще больше случаев, когда сотрудников сферы безопасности подбирают по совершенно неясным критериям, точнее ясным исключительно кадровику, имеющему о безопасности весьма посредственное представление.

Мы можем выделить несколько основных причин “левачества”. Во-первых, это наличие определенных финансовых затруднений. Они могут проявляться в низком уровне оплаты труда, наличии долговых обязательств, необходимости срочных трат, а равно имеющаяся возможность “взять” чужие деньги. В то же время, если доход сотрудника (по его убеждению) будет больше «левого» приработка и руководство будет честно выплачивать обещанное вознаграждение, то проблема должна решиться сама собой.

Во-вторых, это наличие личных мотивов. Месть руководству за просчеты, результат недооценки работника или, наоборот, чрезмерно завышенная оценка себя как работника. Наконец, влияние на работника извне, т. е. вербовка его как агента в вашей организации или же склонение его к совершению злонамеренных действий. Возможно, в данной компании не хватает карьерного развития. А обещания, связанные с продвижением по карьерной лестнице, не оправдались. Вот сотрудник и занимается самореализацией в сторонней фирме.

В-третьих, это наличие психологических особенностей. Особенности человека, такие как патологическая жадность или гиперактивность, зависть и т. п. могут оказать решающее влияние на принятие им решения, при определенных обстоятельствах, обманывать работодателя.

Вернемся к сути статьи. Мало кто хочет потерять свое дело, а значит, с использованием ресурсов предприятия в личных целях, а именно так и следует называть “левый” бизнес, следует бороться. А сначала, чтобы бороться, нам надо научиться его выявлять.

1. Выявление скрытых нарушителей при приеме на работу.
Большую важность для выявления подозрительных лиц играет, в первую очередь, проверка персонала при приеме на работу, а также периодическая во время работы в организации. Мы сможем выявить лиц, ранее привлекавшихся к ответственности, имеющих задолженности и проблемы на предыдущих местах работы. Это позволит своевременно избежать проблем, которые может привнести на новое место работы потенциально опасный сотрудник. Проверка персонала в ходе работы, в том числе путем проведения отдельных проверочных мероприятий таких как, например, “мистический покупатель”, позволит выявить “кротов”, “несунов” и, в том числе, “левых” бизнесменов. Следует обращать внимание на неожиданные изменения в уровне благосостояния и внешнем виде работников.

2. Выявление использования рабочего времени для личных нужд.
Зачем тратить время впустую, сидеть в соцсетях и бегать в курилку, если можно заняться более важными делами, которые принесут еще доход. Службу безопасности должны настораживать ситуации, когда сотрудника не оказывается на рабочем месте. В то же время тревожным является и обратное явление: сотрудник стал слишком рано приходить на работу или постоянно задерживается дольше остальных.

Для учета рабочего времени, т.е. времени фактического нахождения работника на рабочем месте, служба безопасности применяет различные методы – от журналов учета сотрудников, до электронных пропускных систем. В рамках небольшого предприятия высокую эффективность доказал способ с применением журнала учета приходов и уходов сотрудников с фиксацией осуществляемых записей с помощью системы видеонаблюдения. Когда рабочий день начинается и заканчивается у всех в равное время, очень просто выявить подозрительных лиц и нарушителей режима просто прогнав 10 минут видеозаписи.

В продолжение этого пункта должен быть осуществлен контроль не только за фиксацией прохода сотрудника на рабочее место, но и за фактическим нахождением его там. Это входит в задачу пропускного режима и непосредственных руководителей, которые должны докладывать обо всех случаях отсутствия работников на рабочем месте или неисполнением ими прямых обязанностей.

3. Выявление нарушения исполнительской дисциплины.
Основной показатель здесь – неисполнение своих непосредственных трудовых обязанностей, снижение интереса к работе. Любые задержки и срывы сроков, невыполнение объемов работы должны выявляться непосредственным руководителем. А при наличии оснований предполагать, что данные факты имеют под собой причины иные, нежели чем личные и семейные проблемы, следует подключать Службу безопасности для детальной проверки. Также участие сотрудников безопасности необходимо и в случаях выявления различного рода перерасходов (телефонные переговоры, трафик, топливо и т.п.).

4. Выявление необъяснимых действий клиентов.
Необъяснимой для предприятия должна быть ситуация, когда его клиент отказывается работать с другими сотрудниками. Уже это вызывает определенные подозрения в сговоре. Следует осуществлять мониторинг постоянных клиентов и разбираться в фактах уменьшения спроса, объемов и структуры заказов, потери клиентов, несоответствия числа клиентов росту оборота, отсутствием прогнозированного роста доходов.

5. Выявление посторонней активности работника.
Излишняя активность и любознательность тоже подозрительны. Одно дело, когда работник активно трудится первые месяцы после трудоустройства, и совершенно другое, когда активность просыпается в человеке, который уже длительный период старался не показывать себя. Следует также обращать внимание на “секретничающих” работников. Как между собой, так и в тех случаях, когда работник всегда старается проводить телефонные и иные переговоры, а также факсовые и почтовые сообщения с клиентами скрытно, в отсутствии посторонних лиц. Это может говорить, что у работника теперь есть “свое дело” или “свои клиенты”.

Борьба с “левачеством”.

Попробуем дать основные рекомендации.

Требуется создать нормативную базу, где следует прописать все “правила игры” в компании. Необходимо проработать должностные инструкции, регламенты работы, систему индивидуальной и материальной ответственности с тем, чтобы исключить возможные махинации. Следует ввести режим коммерческой тайны.
Необходимо ввести систему контроля и учета, прежде всего, для осознания нарушителем “дамоклова меча”. Руководитель должен всегда иметь возможность получить сведения о движении ТМЦ, учете кадров и т.п. Следует контролировать работу сотрудников, их загруженность и исполнительскую дисциплину. Это основная задача управленцев.
Проверка сотрудников. Не только при поступлении на работу, но и в процессе работы. Следует шире практиковать привлечение к дисциплинарной ответственности и проведение служебных проверок.
Тщательный отбор управленцев. Формирование имиджа руководителя. Именно управленцы задают тон в работе организации, они являются образцом для подчиненных, формируют отношение персонала к организации в целом и ее руководству.
Мотивация персонала. Материальная компенсация труда должна быть достаточной и конкурентоспособной. Кроме этого, работник должен быть уверен, что его достижения будут приветствоваться и соответствующим образом оцениваться. Кроме того, следует применять, знакомые по советской эпохе, меры нематериального стимулирования.
Выявление и пресечение нарушения. Информацию о выявленных нарушениях необходимо предавать гласности и доводить до всего коллектива. Ни у кого не должно возникнуть ложное чувство безнаказанности, когда нарушитель не понесет наказание. Именно безнаказанность и толкает большую часть работников на совершение нарушений, к коим следует отнести и “левый” бизнес.
Занятия «бизнесом» в бизнесе особенно распространены среди давно работающих сотрудников или среди вновь прибывших с опытом работы, которые привыкли таким образом работать и зарабатывать. Общепринято, что наемный работник, выполняет свои функциональные обязанности, используя материально-технические ресурсы работодателя только в интересах работодателя. Передача результатов своих трудов может, на основании Закона «Об информации», быть расценена как разглашение конфиденциальной информации и стать поводом для увольнения. Скрыть следы подобной деятельности невозможно, рано или поздно все выйдет наружу.
Если вы стали замечать, что сотрудник стал постоянно задерживаться на работе, вести скрытные переговоры с клиентами, хуже стал выполнять свою основную работу, или у него вдруг вырос уровень доходов – это те признаки, которые должны заставить задуматься, а не «левачит» ли он?

Источник: «Директор по безопасности»

Использованы материалы сайта http://ohrana.ru