История и традиции Ножевой бой

Мензурное фехтование

Мензурное фехтование, своеобразная форма благородной дуэли, было распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, особенно в студенческой среде. (Mensurfechten – фехтование в ограниченном пространстве).
Название происходит от термина «mensur», образованного, в свою очередь, от латинского «mensura» («размерность»), — с XVI века такие поединки проводятся со строго фиксированным допустимым расстоянием между противниками (ввиду чего поединки фактически проводились статично). В прошлом мензуры были широко распространены в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в Бельгии, Польше и балтийских регионах: поединки — в зависимости от традиций конкретного университета — могли проводиться различными видами шлегеров.
Целями мензурного поединка были только демонстрация фехтовального мастерства и испытание собственного мужества — они не были ни спортом, ни дуэлями, никогда не проводились для разрешения споров, не предполагали определения победителей и проигравших.  После нанесения раны и появления крови поединок немедленно прекращался, при этом получивший рану не считался проигравшим.
Участники поединка: один беспристрастный (нем. Unparteiischer) два фехтующих (нем. Paukanten) два секунданта (нем. Sekundanten) два тестирующих (нем. Testanten) два протоколиста (нем. Protokollführer) два шлепфукса (нем. Schleppfüchse) два врача (нем. Paukärzte)
На лица дуэлянтов надевали очки с металлической сеткой. Грудь и шею защищали кожаный нагрудник и толстый шарф. В руках были прообразы сабли – “шлегеры” с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела – лицо соперника. В момент наступления усталости или ослабления внимания один из участников поединка пробивал защиту своего соперника, на лице которого появлялась резаная рана, а в последствии на этом месте оставался шрам. Как известно, шрамы украшают мужчину. В итоге оба дуэлянта уходили удовлетворёнными: победитель с ощущением триумфа, а побеждённый с признаком мужества на лице.
Участник мензурного поединка
Подобно поединку, мензурное фехтование – это поединок мужчин, где важно не отступать и выдержать эту боевую ситуацию, несмотря на возможную травму, дисциплинированно и без внешних признаков страха. Тренировка «мужества» путем преодоления собственного страха является фактической целью, так что отступление воспринимается и оценивается как поражение, а не ранение.
Студенческие объединения, практикующие фехтования, особенно где фехтование является обязательным, рассматривают мензурное фехтование в качестве важной помощи в развитии личности. Так как в подготовке участник должен владеть чистой боевой техникой («Pauken») и тем самым развивать дисциплину и точность. При этом он должен мочь разобраться с ситуацией, которая воспринимается как угрожающая, преодолеть собственные страхи и спокойно противостоять им
Как ни удивительно, и по сей день в студенческой среде Германии существует этот вид фехтования, который нельзя отнести ни к дуэльному, ни к спортивному.
В современном виде мензурное фехтование (мензур) нельзя назвать спортом, так как в нём нет ни победителей, ни побеждённых; и в то же время это не дуэль, так как здесь не решаются спорные вопросы. Мензур не исключает возможности получения травмы, но не является самоцелью нанесения таковой. В Германии мензурное фехтование не запрещено ни государством, ни церковью. Благословение церкви было получено в 1988 году, а государство сняло свой запрет в 1953 году, который действовал с 1933 года.
В сегодняшнем уставе мензурного фехтования записано: “…целью мензура является воспитание мужества и уверенности в себе, и возврат средневековой традиции не является доказательством его реакционных тенденций, а только данью предкам”.
В центре вы видите участников мензурной дуэли, которые одеты в защитную экипировку. В руках были прообразы сабли – “шлегеры” с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела – лицо соперника.
Что касается техники владения оружием и правил поединка, то отличительной особенностью искусства мензурного фехтования до середины XIX века являлось то, что оно было подвижным. Дистанция между противниками была такой, что бойцы могли наносить удары только с выпадом. Каждый имел право защищаться не только оружием, но и с целью избежать удара применять уклон (вольт). Бой (дуэль) проводился до первой крови одного из участников. В 1850 году были разработаны новые правила проведения поединков в мензурном фехтовании. Была сокращена дистанция и, вместо подвижного, фехтование превратилось в статичное. Уходы назад и уклоны корпусом были запрещены. Для защиты от удара оставалось только оружие. Но, по-прежнему, бой продолжался до “первой крови”, то есть носил характерные особенности разрешения споров.
“Шлегер” (Schlager)
С тех пор правила немного изменились. Главное отличие заключается в том, что теперь установлена продолжительность поединка. Досрочно бой может закончится только в том случае, если одному из участников поранят лицо. Засчёт современных материалов, дополнительно усилена защита всего верхнего плечевого пояса, включая шею, и только лицо осталось, как и прежде, закрыто лишь очками с металлической сеткой. Сам характер поединка изменился, он потерял свою дуэльную направленность. Мензурное фехтование с этих пор перестало служить средством разрешения споров. Теперь это обряд посвящения в современные “рыцари”, проба мужества и стойкости. По новым правилам соперникам во время поединка запрещается закрывать глаза. Боковые судьи пристально за этим следят. И если один из фехтующих в момент защиты от страха закрывает глаза, тест на мужество признаётся несданным, и бой останавливается.
Оружие, которым пользуются фехтовальщики, называется “шлегер” (schlager). В данном случае это “сабля”, но если позволить себе вольный перевод, то его можно назвать “ударялкой”, так как точно также на немецком языке будет называться и теннисная ракетка. В современном немецком языке слово «сабля» звучит почти так же, как и по-русски “sabel”. Шлегер представляет из себя тяжёлое оружие. Он в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли.

Что почитать по вопросу?

  • Hermann Rink: Die Mensur, ein wesentliches Merkmal des Verbandes. In: Rolf-Joachim Baum (Hrsg.): «Wir wollen Männer, wir wollen Taten!» Deutsche Corpsstudenten 1848 bis heute. Siedler, Berlin 1998, ISBN 3-88680-653-7.
  • Martin Biastoch: Duell und Mensur im Kaiserreich (am Beispiel der Tübinger Corps Franconia, Rhenania, Suevia und Borussia zwischen 1871 und 1895). SH-Verlag, Vierow 1995, ISBN 3-89498-020-6.
  • Adolf Meyer: Neue Schule des kommentmäßigen akademischen Schlägerfechtens (1905), WJK-Verlag, Hilden 2005, ISBN 3-933892-13-9
  • Werner Lackner: Die Mensur. Der rituelle Zweikampf deutscher Studenten. Wien 1979
  • Peter Hauser: Studentische Säbelmensur. WJK-Verlag, Hilden 2017, ISBN 3-944052-75-5
  • Andreas Hochwimmer: Student sein, wenn die Hiebe fallen… Mensur und Strafrecht, akadpress, Essen 2009, ISBN 978-3-939413-04-2