Разведка ВМС США в условиях новых угроз
Находясь на кораблях в море, в том числе в передовых и кризисных районах, специалисты разведки обеспечивают командные инстанции всех уровней необходимой информацией.
По оценкам контр-адмирала Р. Портерфилда, бывшего шефа разведки ВМС в течение последних пяти лет (с августа 2000 по апрель 2005 года), эта служба, основанная еще в 1882 году и являющаяся старейшим постоянно действующим компонентом разведывательного сообщества Соединенных Штатов, подвержена в настоящее время повышенной напряженности в использовании своих сил и средств. Она не только обеспечивает в полной мере решение традиционных задач в поддержку сил флота (поставленных перед ней еще во времена «холодной войны»), но и ориентирована на противодействие вновь возникающим угрозам в условиях нарастающей глобальной борьбы с терроризмом.
В выступлениях Портерфилда на страницах американской военной периодики деятельность морской разведки в современных условиях характеризуется даже как более успешная, чем в прежние времена. Ее роль как надежного средства боевого обеспечения действующих сил флота возрастает, а органы управления оперативных соединений и командований ВМС всех степеней вполне полагаются на ее своевременную, достоверную и упреждающую информацию об обстановке в районах проведения операций любого масштаба.
Разведка ВМС укомплектована подготовленными, обладающими необходимыми знаниями и опытом профессионалами, способными обработать и оценить весь спектр сведений, добываемых национальными и объединенными органами разведывательного сообщества. Так считает руководство разведки флота, умалчивая или не афишируя ряд имеющихся в настоящее время проблем и недостатков в организации разведывательного процесса.
Общая численность личного состава морской разведки, по данным зарубежных средств массовой информации, достигает 7 700 человек, из них около 3 500 – военнослужащие регулярных ВМС (включая офицеров и старшин), а остальные – резервисты и гражданские специалисты. Это составляет менее 1 проц. общей численности военно-морских сил США, к тому же финансирование органов и средств разведки менее чемнаполовину осуществляется из бюджета министерства ВМС, а в остальном – разведывательным сообществом (из внебюджетных фондов).
Организационная структура морской разведки включает разведывательное управление (РУ) штаба ВМС (Office of Naval Intelligence), а также командования разведки (Naval Intelligence Command) и групп безопасности (Naval Secuirity Group Command) ВМС. РУ возглавляет начальник (Director of Naval Intelligence) в звании контр-адмирала (с апреля 2005 года – Роберт Б. Маррет), а командования разведки и групп безопасности – его заместители (также по штату контр-адмиралы). Командование групп безопасности ВМС в специальном отношении замыкается на агентство национальной безопасности США (National Security Agency) и занимается вопросами электронной разведки (Elint) в интересах флота.
Специалисты корабельных и береговых органов разведки ориентируются на добывание и обработку прежде всего оперативной информации, результаты анализа которой непременно учитываются при планировании и проведении операций флота. В условиях угрозы со стороны международного терроризма, распространения оружия массового поражения (ОМП) и применения высокоточных боевых средств возрастают требования к своевременности, достоверности и точности добываемых в интересах флота разведывательных сведений, поэтому командование в лице начальника штаба ВМС ставит задачи усиления и совершенствования разведки в разряд первоочередных. В свете событий сентября 2001 года и последних военных операций ВС США в Афганистане и Ираке растет необходимость в повышении действенности разведки, ее способности обеспечивать упреждение возможных замыслов противника и управление силами в наступательных действиях войск и сил флота.
Сердцевину плана трансформации американского флота составляет концепция «единой сети сил» (FORCEnet), нацеленная на интеграцию возможностей всех боевых и обеспечивающих сил и средств (включая средства оперативной, инструментальной разведки и наблюдения) в любых условиях боевой обстановки под единым централизованным управлением. Это предусматривает непрерывность добывания упреждающей разведывательной информации и наличие высоко подготовленных специалистов для ее обоснованного и своевременного анализа. Традиционный последовательный процесс сбора, обработки, оценки и рассылки разведданных должен, по мнению командования флота, совпадать с поэтапным ходом военной операции.
Около половины (46 проц.) личного состава регулярных сил морской разведки несут службу на кораблях флота (в основном на авианосцах и УДК). Офицеры ВМС и рядовые специалисты постоянно комплектуют разведывательные центры авианосных (до 100 военнослужащих) и экспедиционных (около 55 человек) ударных групп, а также объединенных оперативных формирований.
Специалисты разведки назначаются непосредственно в состав штабов развертываемых амфибийных и миноносных эскадр, авиакрыльев, корабельных ударных групп и многих береговых органов флота, в эскадрильи палубной и базовой патрульной авиации, а также разведывательно-диверсионные группы сил специальных операций (ССО) ВМС.
Специализированные разведывательные корабли ВМС США перестали использовать с конца 60-х годов прошлого столетия (после известных инцидентов с РЗК «Либерти», серьезно поврежденным в 1967 году во время арабско-израильской войны, и РЗК «Пуэбло», захваченным ВМС КНДР в 1968-м). Однако и в настоящее время в строю (в составе КМП) остаются четыре судна гидроакустической разведки (СГАР) типа «Викториес» и «Импекбл», дополняя возможности глобальной системы гидроакустического наблюдения – SOSUS – по обнаружению и слежению за подводными лодками вероятного противника.
Находясь на кораблях в море, в том числе в передовых и кризисных районах, специалисты разведки обеспечивают командные инстанции всех уровней необходимой информацией. Находясь в штате тактических флагманских командных центров или непрерывно направляя в их адрес донесения и оповещения об обстановке в зоне боевых действий по тактическим каналам связи, они способствуют своевременному принятию решений. На десантных кораблях в составе экспедиционных ударных групп специалисты разведки добывают детальную информацию об обстановке и состоянии ПДО в районе высадки экспедиционных подразделений морской пехоты. В интересах авиации флота они совмещают разведывательные задачи с оперативными, анализируя обстановку на всех стадиях проведения операций по нанесению ударов: при планировании и выборе целей, выполнении боевых вылетов и оценке результатов поражения целей, причиненного ущерба противнику и своих потерь. Как и прежде, эта функция оперативно-тактической разведки в море остается составной частью любых операций ударных групп флота.
Почти треть (29 проц.) персонала морской разведки служит в структурах ВС: объединенных разведывательных центрах на ТВД (JIC – Joint Intelligence Center), штабах объединенных командований и соединений, а также в разведывательном управлении министерства обороны (РУМО) и Национальном агентстве геокосмической разведки (NGIA – National Geospatial-Intelligence Agency). Офицеры разведки ВМС занимают (или занимали до недавнего времени) командные должности в объединенных разведывательных центрах Центрального, Тихоокеанского и Европейского ТВД, возглавляют разведывательные органы в Ираке и Афганистане, разведывательные управления в штабах ОК единых ВС США, в зонах Тихого океана и Северной Америки, стратегических перебросок, а бывший в свое время шефом разведки ВМС вице-адмирал Л. Якоби руководит в настоящее время РУМО.
Оставшиеся 25 проц. персонала разведки ВМС регулярного состава назначаются на должности в береговые структуры флота, из них 5 проц. служат инструкторами в системе подготовки и обучения кадров. (В числе последних в основном гражданские профессионалы разведки, оплачиваемые главным образом национальным разведывательным сообществом.) Офицеры и рядовые специалисты разведывательной службы занимают должности в штабах флотов – Атлантического (в ГВМБ Норфолк), Тихоокеанского (ВМБ Пёрл-Харбор), 6-го оперативного флота (ВМБ Неаполь), 5-го в Бахрейне, а также в Пентагоне (включая разведывательное управление штаба ВМС). Эти профессионалы и составляют ядро оперативой морской разведки и ее информационно-аналитиеской службы, обеспечивая потребности не только ВМС, но и других ведомств МО и разведывательного сообщества.
Участвуя в процессе разработки и закупки вооружений нового поколения, они анализируют существующие и будущие угрозы и возможности противодействия им, обосновывают боевое использование флота в иностранных водах, содействуют повышению эффективности военных операций в передовых районах. Офицеры разведки выступают экспертами в области международного и национального морского права, морского торгового судоходства, совместно с береговой охраной США отслеживают обстановку на морских коммуникациях, в базах и портах в интересах обеспечения внутренней безопасности страны.
Вместе с тем отдельные представители разведывательной службы ВМС в своих публикациях в ведомственных СМИ отмечают и недостатки в системе подготовки специалистов оперативной разведки (в том числе в разведывательном учебном центре ВМС и МП) именно в информационно-аналитической области. По их частному мнению, действовавшие до 1991 года информационная система океанского наблюдения (OSIS – Ocean Surveillance Information System) и разведывательные центры оперативных флотов (FIC – Fleet Intelligence Center) успешнее выполняли свои функции по освещению и аналитической оценке обстановки на морских и океанских ТВД, в том числе на перспективу, чем созданные в последнее время объединенные центры разведки (ЛС) на театрах. Последние, якобы, обеспечивают в основном операции СВ и ВВС, не имеют в своем составе специального информационно-аналитического органа по военно-морским силам и не вполне отвечают запросам флота.
Некоторые эксперты выступают за возрожение разведывательных центров (FIC) 6-го и 7-го оперативных флотов (в 5-м флоте такой центр уже функционирует) и координирующего их центра оперативной разведки ВМС (NOIC – Navy Operational Intelligence Center) в рамках существующего национального морского разведывательного центра (NMIC – National Maritime Intelligence Center) в г. Сьютлэнд (штат Мэриленд). Предлагается также ввести расширенный курс информационно-аналитической подготовки в учебном центре разведки флота и МП (Navy – Marine Corps Intelligence Training Center). Считается, что все это поднимет уровень профессиональной подготовки специалистов морской разведки, повысит ее надежность, действенность и авторитет в глазах командных инстанций оперативных формирований всех уровней.
Наряду с переоценкой роли американских вооруженных сил в современных условиях возрастают требования к их разведывательному обеспечению. Разведка ВМС США продолжает добывание и анализ информации по традиционным угрозам, то есть по военно-морским силам потенциальных (в том числе в недалеком прошлом) противников, и в то же время наращивает возможности по ведению разведки в некоторых других специфических сферах.
На одно из приоритетных мест выдвигается разведывательное обеспеение сил специальных операций ВМС. При разведывательном управлении штаба ВМС создается аналитический орган «Трайдент» как связующее звено ССО с разведкой ВМС и национальным разведывательным сообществом в целом в сфере анализа существующих и грядущих угроз. В его состав войдут до 200 специалистов разведки и контрразведки, экспертов в области иностранных языков и операторов систем сбора, обработки информации и отображения обстановки, которые усилят возможности развертываемых тактических разведывательных групп.
Наращиваются возможности агентурной разведки и контрразведки (Humint – Human intelligence) в поддержку операций ВМС и объединенных вооруженных сил. Более чем вдвое расширяется кадровый сотав этого вида разведки ВМС, совершенствуется (совместно с РУМО) подготовка лингвистов, особенно по редким языковым группам, пересматривается порядок комплектования аппаратов военных атташе и американских военных советников за рубежом (FAO – Foreign area officer) подготовленными специалистами, корректируются программы добывания и аналитической оценки информации по различным аспектам обстановки региональной и национальной направленности в интересах морских операций.
Усиливается в интересах национальной безопасности глобальная система слежения за обстановкой в морской акватории. Совместно с минисерствами внутренней безопасности и юстиции, а также другими органами разведывательного сообщества создается глобальный объединенный центр морской разведки (Global Maritime Intelligence Integration Center). Он предназначается для поддержки глобальной системы наблюдения за судоходством на океанских и прибрежных коммуникациях, операций по перехвату и задержанию судов – нарушителей международного морского права, защиты американского континента и решения других задач в территориальных водах и исключительной экономической зоне.
На повестке дня остается проблема с пополнением разведки ВМС личным составом. В 2004 году служба пополнилась 280 специалистами, в 2005-м их потребовалось уже 314 человек (столько необходимо для укомплектования разведчиками трех авианосных ударных групп). На долю разведки ВМС приходится почти 35 проц. всего пополнения флота со времени событий сентября 2001 года, что отражает растущие потребности в разведывательном обеспечении.
В настоящее время около 90 специалистов морской разведки (регулярных сил) служат (на ротационной основе) в Ираке и Афганистане, свыше 150 отмобилизованных резервистов разведки ВМС несут службу в зоне ответственности объединенного Центрального командования (ОЦК). Всего же после 11 сентября разведка ВМС мобилизовала половину своего резерва, превысив среднегодовые темпы призыва (как сообщается, на 357 человек в год). В частности, к ведению допросов военнопленных в ВМБ Гуантанамо (Куба) привлекаются 28 специально подготовленных резервистов ВМС, всего же в местах содержания пленных постоянно проходят службу по меньшей мере 80 специалистов морской разведки. По мере необходимости повышение квалификации военных переводчиков проводится на курсах в учебном центре армии США в Форт-Хуачука (штат Аризона).
И если общие масштабы участия флота в глобальной войне с терроризмом в последнее время несколько снижаются, то вклад разведки ВМС в проведение контртеррористических мероприятий остается значительным и даже имеет тенденцию к возрастанию. Контингент разведчиков в районах проведения операций в Карибском бассейне, на Среднем и Дальнем Востоке, а также в других «горячих точках» превышает количество специалистов разведки, решающих традиционные задачи на борту боевых кораблей в составе оперативных соединений флота.
Большинство нетрадиционных (или «асимметричных») угроз, с которыми встречаются Соединенные Штаты в настоящее время, сохранятся в той или иной форме и в обозримом будущем. Соответственно, сохраняются и возрастают потребности в разведывательном обеспечении сил флота в операциях и на боевой службе в передовых районах, а также при проведении разного рода мероприятий в интересах обеспечения национальной безопасности.
Разведка ВМС, по признанию американских экспертов, не в состоянии адекватно удовлетворять весь круг таких потребностей, полагаясь только на собственные штатные силы и средства, имеющиеся в ее распоряжении или даже разрабатываемые на перспективу. Отсюда возникает необходимость в более широком привлечении других национальных разведывательных ресурсов, в развитии кооперации не только с другими участниками разведывательного сообщества США, но и с неразведывательными военными ведомствами, а также с зарубежными партнерами за пределами национальных территорий.
Наряду с этим командование разведки ВМС выдвигает ряд инициативных программ, направленных на более оптимальное и эффективное использование своих собственных ресурсов (в первую очередь самой важной их составляющей – личного состава), а также на совершенствование всего процесса разведывательного обеспечения действий сил флота. На деловую основу ставится система организации и управления этим процессом (менеджмента), позволяющая точно определять что делается, как и насколько успешно. Принимаются меры к повышению надежности каналов спецсвязи и передачи разведывательной информации.
В школе повышения квалификации офицерских кадров ВМС (Naval Postgraduate School) организуются курсы для гражданских и военных специалистов руководящего звена разведки по изучению современной деловой практики, опыта внедрения новых технологий и проведения реорганизационных мероприятий. В стадии организации находится инновационный центр разведки ВМС, включающий немногочисленную группу профессионалов, занимающихся разработкой новых методов и подходов к решению разведывательных задач.
Однако остаются и нерешенные проблемы. Разведывательное управление штаба ВМС критикуется за чрезмерное увлечение организационными вопросами и недостаточное внимание к налаживанию взаимодействия с береговыми органами (в первую очередь региональными объединенными центрами) разведки по действенному обеспечению разведывательной информацией об обстановке авианосных и экспедиционных ударных групп, развертываемых в передовых регионах.
Операторы тактических командных и разведывательных центров АУГ и ЭУГ, призванные заниматься тактической разведкой в районе проведения операции и не имеющие, как правило, достаточного опыта информационно-аналитической работы, не только практически не получают обобщенных сведений об обстановке в регионе, а сами должны добывать и направлять ее в адрес ОЦР на данном театре. Между тем такая глубоко и всесторонне проанализированная информация оседает в разведывательном управлении ВМС, обладающем вполне достаточными информационно-аналитическими возможностями, и редко выходит за пределы Пентагона.
Чтобы она могла стать достоянием оперативных сил флота (в том числе развертываемых в экстренном порядке), необходим постоянный контакт РУ ВМС с региональными центрами разведки. В этом плане предложения специалистов морской разведки о воссоздании оперативного разведывательного центра ВМС (NOIC) и разведцентров оперативных флотов (FIC) представляются достаточно рациональными и соответствующими интересам более полного разведывательного обеспечения действующих сил флота.
Автор капитан 1 ранга В. Чертанов, для “Зарубежное военное обозрение” №1 2006″
Источник