Ретикулярная активационная система
Ретикулярная формация – она же ретикулярная активирующая система (РАС) – регулирует уровень возбудимости различных отделов нервной системы. Проще говоря, именно она указывает мозгу, на что следует обратить внимание.
А вы замечали когда-нибудь, как по-разному люди запоминают один и тот же фильм? Вот сходили парень с девушкой на нового Бонда. Парень что запомнит? Что у Бонда снова классный «Астон Мартин» и старый добрый Вальтер PPK вместо уродца PPQ.
А девушка? Какие шикарные пейзажи в Альпах, какое платье у героини, и что костюмы-тройки снова возвращаются в моду.
(Да, я жертва стереотипов и мизогинии – но ведь так оно и есть, проверено!)
Почему? Почему два человека, посмотрев один и тот же фильм, обращают внимание на совершенно разные вещи?
Почему, возвращаясь поздно вечером с сеанса, девушка любуется звездным небом над головой и нравственным законом внутри нас, а парень искоса поглядывает на двух мутных типчиков, что идут за ними от остановки уже полтора квартала – по одной же улице идут, ну почему она такая дура беззаботная, ведь нагло нас пасут, козлы, думает парень, нащупывая в кармане баллончик и фонарик.
Ответ на этот вопрос сугубо физиологический.
Есть у нас древняя часть мозга, которая называется «ретикулярная формация». У нее дофига функций, в том числе – реакция тревоги и команда на выброс адреналина, но сейчас не о том.
Ретикулярная формация – она же ретикулярная активирующая система (РАС) – регулирует уровень возбудимости различных отделов нервной системы. Проще говоря, именно она указывает мозгу, на что следует обратить внимание.
Так как запас внимания и энергии у нас ограничен, а раздражителей во внешнем мире (не говоря уже о внутреннем) – миллионы, старая добрая РАС подает сигнал – гляди, какая тачка у Бонда крутая, и наплюй ты на его костюм-тройку.
Именно РАС выбирает, что мы замечаем – а что нет.
А самое смешное, как именно она это делает.
Представьте себе, что вы выбираете себе автомобиль определенной марки. Гуглите, читаете про него, спрашиваете совета. И вдруг начинаете замечать эту марку повсюду. На каждом перекрестке. В каждой пробке. Снова и снова видите машины той же марки.
Откуда они взялись? Да ниоткуда. Они всегда там были. Просто вы их не замечали. За ненадобностью.
С собаками та же фигня. Присматриваете себе лабрадора? Будете видеть лабрадоров на каждом шагу. Хотите бультерьера? Начнете замечать именно их. И так далее.
РАС велит мозгу обращать внимание на то, на поступало максимальное количество запросов в прошлом.
Грубо говоря, РАС работает как гугл-адвордс. Посмотрел ролик про рыбалку? Вот тебе еще десяток роликов. Посмотрел десяток – на тебе еще два, и рекламу удочек в придачу.
Именно отсюда растут ноги гениального умозаключения «вот вы все время о плохом думаете – и тем самым его притягиваете».
Чем больше вы задумываетесь об опасности – тем чаще вы ее замечаете.
Задумываясь о чем-то, вы тренируете свою ретикулярную формацию подкидывать вам новые и новые факты на ту же тему.
Не задумываясь – учите РАС игнорировать неинтересные вам факты.
Факты эти, однако, никуда не деваются и вполне могут заметить вас. И будет уже поздно.
Отсюда и такие разные картины мира у здравомыслящих параноиков и лучезарных @банашек.
Кем из них быть – решайте сами.
Життя бентежне…
Автор Антон Фарб