Бусидо

Евгений Борисович Галицын: “Макивара… Макивара??? Макивара!!!”

На заглавном фото Евгений Борисович Галицын – человек-легенда советского карате, первый боец, который удостоился получения чёрного пояса в тогда ещё Ленинграде, Президент Элитарного клуба «Хранители Традиций Боевых Искусств» РСБИ. С личного разрешения автора публикуем его статью.

Итак, слово Мастеру!

Макивара… Макивара??? Макивара!!!

Где-то читал, что ещё Чарльз Дарвин когда-то сказал: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание», а Бертран Рассел позже довольно категорично добавил: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Предложил написать данную статью Володя Воловиков после того, как мы почти закончили))) оборудовать тренажерный зал разными вариантами макивар. Не хотелось навязывать свою точку зрения и, возможно, подрывать авторитет некоторых сэнсэев. Но, почитав комментарии под недавним постом Александра Грачева, все-таки согласился написать и опубликовать.

Хочу надеяться, что эта статья принесет некоторую пользу тренирующимся и послужит сохранению и передаче знаний!

Макивара, – неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.

Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о «набивки ударных частей», она предназначена, как ее сделать самому и как правильно её использовать, информации очень немного.

Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его «традиционный» вариант – неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы. Затем постепенно верёвку стали заменять другими материалами – кожей, брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но «общая конструкция» оставалась неизменной: макивара – это вкопанная в землю или вмонтированная в пол специальная упругая доска с «бойком» для нанесения удара в верхней части.

Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению))) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и «традиционная» вертикальная и ее разновидность – горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары – макивара Шилова, макивара Федоришена, и т.д, и т. п.
Я не буду давать им оценку – пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том , как лучше и как правильно макивару использовать .

Если взглянуть на наиболее распространённые в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих «традиционных» макиварах, то, как правило, видим в качестве её основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см , а у некоторых – даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным «бойком».

Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком «агрегате». А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем – ежедневно, вызывают массу вопросов…

Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить – макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.

Не претендуя на изложение окончательной истины, я напомню, чему и как нас ещё в СССР учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.

Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными «ученическими» макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в «заочном варианте».

Цель статьи – прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.

Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это – и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажёре Сотского, и т.п.

Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара «по воздуху» – начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара .

При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при «работе по воздуху», но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.

Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов – своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на макиваре.

Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой используется специфическая методика работы.

Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.

Распространённая в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров – «не умничай, подходи и бей» – это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.

На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс «выращивания прекрасного цветка», в роли которого – наше собственное физическое и психологическое здоровье.

Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).

Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами :

  1. для первичной закалки кожи;
  2. для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
  3. для укрепления капсулы ударной поверхности суставов;
  4. для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

Соответственно, толщина верхней части макивары под «бойком» варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая «скоростная» макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см…
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно «сформированной», но не напряжённой ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти «бесконтактной» тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.

Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи – наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем – для укрепления надкостницы -удары глубиной – 4-5 см, далее – для укрепления суставных капсул – удары глубиной –от 5 до 10 – 15 см…

Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, но главное – избежать формирования «подсознательного тормоза», неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов.
С другой – она позволяет как можно позже подойти к своему «скоростному барьеру».

Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения «скоростного барьера» и для предотвращения «внутреннего подсознательного «тормоза», неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.

После работы на «скоростных» макиварах переходят к работе на «силовых».

Силовые макивары предназначены:

  • прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при «продавливании» сопротивления макивары;
  • для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп.
  • для «прочувствования» включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определённых режимах работы;
  • для тренировки «разделения тела» как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто «в теме», тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины «пробива».

Толщина таких силовых макивар – от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. «Сводится» или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары – также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество «бойков» на ней – в зависимости от предназначения конкретной макивары – от одного до 3-5…

Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:

  • Правильное использование «сформированного», но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;
  • Тренировка «точности» и своевременности вращения кулака перед попаданием в «боёк» как условие предохранения от ссадин. (Для ускоренного формирования точности любителям «экстремальной» тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в неё свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибёшься с точной центрирования удара – будет очень больно, а боль – учит лучше и быстрее любых слов.)))
  • Разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная «заминка» после окончания работы.
  • Необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей , суставов и связок – каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.

При энергичной работе на силовых «мастерских» макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.

Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.

Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой «наполненности» и «теплой тяжести» в ударных частях после тренировки.

Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно «обрабатывать» не более 3-х ударных частей.

Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:

  • Первое требование – работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов.
  • Второе требование – обязательны согласование ударов с дыханием, а работы задней ноги – с правильным моментом окончания вращения бёдер и вариантом напряжением мышц кора.
  • Соблюдение требований “разделения тела” для нейтрализации «обратного удара» за счет соответствующего расслабления и «выстраивания» тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного или «залипающего» удара, располагая тело в соответствии с анатомическими «лучами силы».
  • Проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;
  • Помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа «плеть», и избегание «рассеивание силы» за счет широчайших мышц спиныэ
  • Правильная работа колена передней ноги – как условие того, что «удар не уйдёт в пол», моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия.
  • Особенность работы колена задней ноги в «бедро-импульсе» для согласование вращательного и поступательного движений.

Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем – со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.

Специфика подобной работы – уже за пределами данной статьи.

Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.

К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.

Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под «присмотром» учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.

Когда-то в своей статье «Даны, пояса, разряды. и кому все это надо» (она еще есть в сети)))) я написал:

Каждому ученику не лишне помнить:

  • Ни один учитель, каким бы «великим» и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только «выдрессировать», и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.
  • Учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать.
  • Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.
  • И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своём Пути, сохранив и даже улучшив при этом своё здоровье».

Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.

С уважением – Е. Б. Галицын.

©

Статьи по теме

Смотрите также
Close
Back to top button