Ближний бой

Богдан Курилка: Зачем в школах каратэ столько ката?

Мой наставник Морио Хигаонна Сэнсей, когда речь заходит о ката, любит повторять следующие максимы:
Ката – это и есть каратэ
Ката – это не бой с тенью. Думать так – большая ошибка
Ката – это не прием. Это принцип
У каждого ката свой характер и он уникален.
Я много писал о том, что такое ката, как методический прием в преподавании каратэ. Если вы еще не знакомы с этими материалами и у вас есть желание с ними познакомиться вот прочитайте статью, которая объединила в себе основные идеи этих материалов вот здесь.

В этом тексте я хочу поговорить не о методических аспектах преподавания ката, а о том зачем вообще необходимо так много форм.

Священный грааль каратэ (как и большинства традиционных школ боевых искусств) – эффективность. Под эффективностью понимается такое владение телом, при котором практик способен в оптимальный момент времени поразить наиболее уязвимую точку противника и достичь максимального эффекта с минимально необходимым усилием. Одним из основных инструментов решения этого вопроса является формирование основополагающего способа управления телом в бою. Как правило для этих целей в школе существует фундаментальная форма либо набор упражнений, которые в китайской традиции носят название нейгун (внутренняя работа), а в Окинавской каратэ хэисю (закрытая рука/то, что внутри). В школе Годзю рю, как и в школе Уэчи рю – это ката Санчин и весь комплекс упражнений вокруг этих форм. Все остальные формы (в окинавском каратэ каисю – открытая рука/то, что снаружи) объясняют телу, как этот принцип управления телом приложить к противнику для максимального его разрушения.

Казалось бы, сколько таких способов приложения необходимо. Ведь справляется же бесконечно уважаемый мной бокс достаточно небольшим количеством базовых технических действий и их куда большим количеством сочетаний.

Даже если оставить за скобками такую школу, как Сито рю, которая является, фактически энциклопедией формальных комплексов Окинавского каратэ, каждая школа включает в себя некоторое количество ката. Причем отдельные технические элементы школы в этих ката часто повторяются. В школе Окинавского годзю рю, например, помимо двух базовых ката Гекисай, восемь каисю ката.

У создателей всех, без исключения традиционных школ было нечто общее. Точнее не было. У них не было телевизора. Не говоря уже о компьютере, планшете или смартфоне. Проще говоря у них, отсутствовал свободный доступ к информации об уже существующих системах и модных течениях в искусстве причинения боли ближнему своему. А еще они не могли познакомиться со спортивными единоборствами, в силу их отсутствия в Китае в данный период человеческой истории. То есть они должны были вдохновляться тем, что видели и тем, что обладало неоспоримой репутацией эффективности. И этим объектом вдохновения стал человек с оружием, которое он умеет применять.

У меня есть гипотеза, что первые системы рукопашного боя возникли, как факультативное направление в школах оружного боя, на случай, когда оружия, по какой-то причине, в руках не оказалось. Независимо от того так это или нет – я уверен, что мастера – создатели за основу брали именно тактику работы с оружием, где роль клинков и щитов выполняли руки и ноги.

Такая тактика имела свои особенности, которые крайне важны для понимания стратегии ведения поединка в традиционных школах. Эта стратегия предполагала, что поединок не может длиться долго, каждая атака наносилась в полную силу (никаких разведывательных тычков и выпадов), минимум финтов, преобладание «защиты клинком или щитом» над уклоном (передвижения выполняют не столько роль защиты, сколько выхода на стратегически выгодную позицию), обязательное присутствие борьбы (борьба вообще самое естественное поведение при столкновении в природе и тем более, когда в руках бойцов есть оружие и они оказались на дистанции возможного захвата). Именно такое понимание поединка легло в основу ката каратэ, которые являются плоть от плоти тао цюаньфа.

Теперь давайте посмотри на сами формальные комплексы. Тао или Ката – это достаточно короткий набор дорожек, которые прорабатываются отдельно и целиком, в рамках формального комплекса. В некоторых школах Китая более короткие комплексы объединяются в один большой, но по моему мнению это делалось для вне письменной сохранности школы. Каждый создатель школы в рамках созданного или заимствованного корневого метода формирования усилия, старался дать своему адепту преимущество в бою. А значит система должна быть универсальной и многофункциональной. Она должна сочетать в себе удары, борьбу, болевые воздействия, атаки суставов, выведения из равновесия. Но главное не наличие этих техник в школе боевых искусств, а умение их комбинировать и применять в различных ситуациях того самого поединка, который описан выше.

И здесь мы подходим к очень важному аспекту ката каратэ, а именно: каждое ката – это не случайный «красивый» набор движений. Это комплексы действий, объединенные сквозной тактикой в рамках общей стратегии поведения в поединке, описанной выше.

Еще одно очень важное уточнение, когда я говорю о тактике, я имею ввиду действия учитывающие как возможные атаки противника, так и его естественные (часто основанные не безусловных инстинктах) реакции, которые позволяют проследить не только логику данного момента в ката, но и сквозную логику всего комплекса.

В качестве примера возьму то, что я знаю достаточно хорошо, а именно ката Годзю рю!

Ката Саифа. Много движения, но специфического. Например, есть развороты через спину, развороты на 180 градусов. Такой способ передвижений, если посмотреть на ката, как единый комплекс, совершенно не подходят в ситуации поединка с одним противником. Но становятся невероятно логичными если предположить, что противников более одного. Защитные действия в Саифе также чрезвычайно любопытные. Это либо короткие «подставки», сильно напоминающие «защиту щитом», либо сметающие блоки. Причем и те и другие, в сочетании с разворотом, например, обеспечивают защиту наиболее уязвимой части тела, без необходимости увидеть атаку. Они просто сметают ее, независимо от того какой конечностью и даже по какой траектории она наноситься либо перекрывают этот сектор пространства.

При этом, как и положено в годзю рю – это не просто защита, а непременно воздействие на равновесие противника, причем каждое следующее действие – это фактически предсказание поведения оппонента после такого воздействия на его равновесие.

Ката Сеюнчин. Много сико дати, которое является визитной карточкой реактивного усилия в годзю рю, которое, в первую очередь, служит для выведения противника из равновесия. В сеюнчин практически нет уходов и очень мало того, что можно было бы назвать блоком. Зато очень много вязкого и тяжелого усилия мутими. А мутими в ката – это всегда преодоление сопротивления. Сеючнин – это борьба. Причем борьба очень специфическая. Практически нет амплитудных бросков, зато очень много крайне неприятных выведений из равновесия, воздействий на шею. Противник внутри тактики сеюнчин никогда не находиться в балансе. Он как марионетка движется согласно воле кукловода, каждый раз оказываясь в той позиции и положении, где подвергается новому воздействию. В ката есть крайне интересный элемент, который предполагает такое управление двумя марионетками одновременно))

Ката Сысочин. Это, на мой взгляд, самый «геометричный» комплекс. Между прочим, любимое ката основателя Годзю рю Тсёдзюна Мияги. Сысочин это рычаги в самых разных вариантах применения. А еще это максимально короткое построение точки контакта, когда прямолинейную атаку пересекает прямолинейная защита траекторно похожая на атаку. Вектор этой защиты такой, чтобы через атакующую конечность достичь максимального объединения с центром тяжести противника. Ничего не напоминает?

Правильно – принципы фехтования любым клинковым оружием.

Сансеиру – это открыть одной рукой и атаковать второй, причем в самых разных интерпретациях. И конечно же это ноги. Ног много, они очень низкие и очень специфические. Например, только в сансеиру и сеисан ногами делают то, что в других ката делают только руками – через точку контакта воздействуют на равновесие противника.

Сэпаи – на мой взгляд самое «тигриное» ката Годзю рю. Сепаи – это годзюрюшный багуачжан. Основная цель оказаться за спиной противника. Отсюда мощная работа бедер в многочисленных разворотах и не менее мощная в атаках. А еще Сепаи – это глубокая, с точки зрения воздействия на равновесия противника, «точка контакта».

А еще очень интересная форма Курурунфа, которая предлагает уникальную работу с уровнями воздействия, мой любимый Сеисан – энциклопедия «короткого» поединка, во время которого и согласно тактике Сеисан противник даже не разрушается, а разрывается. Причем каждое его действие приводит в новую ловушку. И его величество Супаринпей, который стоит отдельно от всех форм, поскольку объединяет в себе принципы хэисю и каисю.

Таким образом восемь каисю ката Годзю рю – это восемь уникальных тактических схем на основе единого способа управления телом, которые даю занимающемуся возможность сформировать свой уникальный стиль боя в зависимости от его тактико-технических и психологических особенностей.

Автор Богдан Курилко

Если по какому-то странному недоразумению до этого момента дочитал представитель секты свидетелей вездесующего бокса – приношу свои самые искренние извинения за те мучения, которые вам пришлось пережить. Хорошего вам дня и да прибудет с вами апперкот!

Уточнение 1: Я уважаю и люблю бокс.
Уточнение 2: Члены секты свидетелей вездесующего бокса, как правило боксом не занимаются, а только почитают его. Единственным ритуалом этой молодой религии является обязательное написание комментариев «всё есть тлен кроме бокса». Разбираться в боксе, а тем более иных единоборческих направлениях для адептов не обязательно.

Источник

Статьи по теме

Back to top button