«Традиция» и спорт. Что работает?
В любом случае, трезво мыслящий спортсмен будет искать «рабочие» моменты в боевом искусстве, которое исповедует, отсеивая «не рабочие».
Интересный вопрос: работают ли «традиционные» техники? Не в плане, работает ли, конкретно, тот или иной вид единоборств, а именно некоторые приемы, блоки, удары, которые считаются фундаментальными для единоборства.
Почему не стоит, в данном случае, говорить о каком-то единоборстве, в целом? Лично для меня совершенно не понятно о чем говорить, когда спрашивают мое отношение, к примеру, к ушу, к каратэ, к кикбоксингу. Я всегда уточняю, какое ушу, какое каратэ, какой кикбоксинг имеется в виду. Для справки, в кикбоксинге несколько версий: начиная от брутального К-1, чем-то схожего с муай тай и, заканчивая чемпионатами, по «ката», где спортсмен просто показывает технические навыки под музыку, а есть кикбоксинг, где после каждого результативного удара, судья останавливает спортсменов, чтобы огласить о получении баллов (эта разновидность кикбоксинга, видимо, осталась с тех пор, когда еще сохранил свою связь с каратэ).
Я уже молчу о каратэ, ушу, джиу-джитсу, в которых разброс техник настолько масштабен, что, порой, не посвященному человеку трудно понять, что речь может идти об одном и том же направлении (для сравнения посмотрите чемпионаты по ушу-таолу и по ушу-саньда, поединки по шотокан и по киокушинкай, демонстрацию техники дайто-рю и бразильского джиу-джитсу).
Какая проблема с «традиционными» техниками, с тем же ката, с блоками, движениями?
Опять же, вернемся к особенностям менталитета. Западный человек ищет либо экзотики в восточных единоборствах, либо то, что работало. Упиваясь красивыми движениями и ритуалами, спортсмены из Штатов, Европы и СССР, нет-нет, да и начинали задумываться: «А почему та или иная техника не работает, как только столкновение происходит в уличных реалиях или с представителем других единоборств?».
Казалось бы, великие мастера этим причудливым движение убивали тигров, разбрасывали полчища врагов. И тут предприимчивые мастера Японии и Китая, с присущей им азиатской хитростью, нашли выход из, мягко говоря сложной ситуации.
«Эх, молодежь! – умудрено говорили они, — все спешите и спешите. Вот поделаете технику лет сорок подряд перед стеной и все заработает».
Ответ готов. Все заработает, надо только заниматься этим лет сорок, так как техника намного утонченней, чем прочие направления.
Напомню, тем, кто называет свой стиль «боевым», что «боевое» это то, что должно «работать» в любых условиях, в соответствии с условиями современного боя и чему можно научить, как можно быстрее, как можно большее количество людей. А вот спорт, это то, чему так просто в кратчайшие сроки не научиться.
Не стоит ли, вместо слепого копирования чьих-то слов, техник, взглянуть на свой стиль со стороны? Это совсем не обязательно делать, если вам просто нравится то, что вы делаете, но тогда нужно адекватно понимать потенциал того или иного единоборства. А то получается как в знаменитом турнире между тайским боксером и американским чемпионом по кикбоксингу. Тогда американец проиграл, проиграл из-за, на тот момент, не проработанной в кикбоксинге, технике лоу-киков. Американец не найдя нужных слов для комментария своего проигрыша, злобно сказал, что-то вроде: «Не надо много ума, чтобы уметь по ногам бить». Видимо, он подразумевал, что его техника куда более разнообразна и красива, чем техника тайца, но факт остается фактом – таец выиграл.
Справедливости ради отметим, что кикбоксеры смогли преодолеть ограниченность своего стиля. С годами, кикбоксинг все меньше стал походить на каратэ, в чем-то, отдавая предпочтение тайской технике. А представьте, кикбоксеры так бы и следовали, тогда еще «сыроватой» технике 70-80-х, только потому, что эта техника для них «традиционна»?
Выходит какая-то дилемма: отбросим все, что представляет каратэ в мире единоборств и, снова начнем изобретать кикбоксинг, будем цепляться за архаичные приемы, получим не боевое искусство, а набор «ритуальных» техник.
В любом случае, трезво мыслящий спортсмен будет искать «рабочие» моменты в боевом искусстве, которое исповедует, отсеивая «не рабочие».
Главная проблема «традиционных» единоборств в том, что, даже в Китае, в той же Японии, в той же Корее, многие системы носили ритуально-формальный характер и их главой целью был не практический «боевой» результат, а олицетворение духа и единства нации.
Боевые искусства в этом регионе стали символом, а любой символ, по истечению определенного промежутка времени, приобретает все более культовый, полумифический характер.
Для большинства японцев, корейцев или китайцев этого вполне достаточно (за исключением отдельных представителей), западному же человеку будет мало просто следовать традиции. Хотя и здесь есть тоже много оговорок. К примеру, поколение 70-х, да и 80-х, ценит каратэ только потому, что это же было каратэ их молодости. Тогда о нем говорили со священным трепетом. Многие из поклонников восточных единоборств до сих пор живут все теми же 70—80-ми, не понимая, как можно восхищаться накаченными мужиками, которые дубасят друг друга в клетке из восьми углов.
Мне доводилось разговаривать с известными российскими популяризаторами «традиционных» стилей и многие утверждали, что мода на «каратэ» вернется, все снова наденут кимоно, откажутся от «смешанных» техник. Помню, И. Линдер, как-то высказал мнение, что бойцы к этому уже приходят, люди из «высокого» общества, особенно в Японии и вовсе предпочитают единоборства, где нет спаррингов, изматывающих тренировок. Иосиф Борисович, конечно же, прав, но люди «кабинетной» работы, те, кому важен представительский вид не являются бойцами.
Да и к чему делать шаг назад?
Чем являются боевые искусства для японцев или китайцев, мы уже разобрали. Зачем, например, мне одеваться в кимоно и изображать из себя самурая? Исключать любые синяки и травмы, но при этом считать, что занимаюсь не просто там спортом, а боевым искусством?
Все меняется, нельзя же жить вчерашним днем.
Автор Николай Сокиркин
Источник