Денис Леви: Кто вы, Миямото-сан?
О первых годах жизни Миямото Мусаси почти ничего не известно. В своей книге он пишет, что родился в деревне Миямото в провинции Мимасака. «Мусаси» — это название местности к юго-западу от Токио.
Эх, давно не брал в руки шашек. Ну да время есть и давно хотел спокойно описать.
Миямото Мусаси. Святой меча. Самый известный и, возможно, самый лучший фехтовальщик Японии. Фехтовальщик воспетый, изображённый, литература, театр. Действительно легенда.
В конце жизненного цикла умудрённый дедушка, умиротворенно создавший трактат «Книга пяти колец», которую используют современные управленцы Японии и сегодня. Хотя там классический пример китайской шкатулки. В сути труда все просто: все должно привести к смерти противника. Обязательно. И подразумевается готовность владельца меча умереть. Такой вариант 18 движений архата, оздоровительный шаолинский комплекс, ага. Там тоже каждое движение заканчивается только смертью противника. Впрочем, для здоровья, описываемое в книге, как раз и полезно.
Справка нашей редакции: Миямото Мусаси (яп. 宮本 武蔵, 1584 — 13 июня 1645), также известен как Синмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин, или под своим буддийским именем Нитэн Дораку — японский ронин, считается одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии. Современники дали ему прозвище Кэнсэй (яп. 剣聖, «Святой Меч»). Мусаси стал знаменит благодаря выдающейся технике владения мечом, которую он с раннего детства оттачивал во множестве поединков, используя деревянный меч. Является основоположником школы Хёхо Нитэн Ити-рю или самурайского искусства боя на двух мечах нито-рю (яп. 二刀流). Школа «Земли и Неба».
Ввёл понятие боккена как вполне реального боевого оружия, а не тренировочного. Успешно использовал технику боя двумя мечами, длинным — катаной и коротким — вакидзаси. Также за два года до смерти, удалившись в пещеру на горе Кимпо неподалёку от города Кумамото, он написал «Книгу пяти колец» о тактике, стратегии и философии военного ремесла, которая пользуется определённой популярностью и в настоящее время.
Но вернёмся к Мусаси. В 13 лет забил дубинкой насмерть первого противника, взрослого самурая. Нормальное начало! Дальше больше и быстро противники вырастают в десятки. И вот остановимся буквально на нескольких моментах, которые освещают вроде бы совершенно гладкие и однозначные победы, небольшие “мелочи”, но тем не менее. Вот несколько фактов для понимания вопроса
Рост Мусаси был примерно 192 см при весе около 90 кг. Вполне себе богатырь и по современным меркам любой страны, но для средневековой Японии он просто гигант! Народ там в среднем бегал по полтора метра, нередко и ниже. Дополнительный момент: длина меча того периода была канонизирована мастерами того времени и не превышала 90 см в клинке, но чаще общая длина колебалась между 99-100 см. Как мы понимаем, для Мусаси было вполне удобно и логично использовать катану, лезвие которой было 120-130 см. Добавляем его рост и длину рук… Да кто к нему вообще мог приблизится с мечом??
Мусаси имел преимущество минимум в пол метра над противником просто в сочетании рука/меч. Дополнительные полтора метра! На что противник мог рассчитывать атакуя? Конечности! Руки. Ну, да, длинные руки с катаной. Наверное ноги. Конечно, только руки пройдите вооруженные мечом. Куда самому Мусаси удобно направить свою атаку? Голова, плечевой пояс, руки противника. Самые лучшие для поражения части тела! Что ждет противника? Скорость Мусаси и мощь его атаки! Страшные скоростные удары, ооочень сверху (рост бойца 192 см), мощный рычаг, длинный и соответственно более тяжелый меч. Безусловно, Мусаси, как боец, много тренировался, учился, самосовершенствовался, но 90% его противников проиграли бы ему в любом случае и физиология тут была на важном, не основном месте.
Почему?
Да потому, что кроме физических данных и наличия меча, нужно помнить о характере Мусаси. Помним, что он был очень жестким человеком. Скорее даже жестоким. Он был очень физически развитым, быстрым, гибким, сильным. Да! Но кроме всего ярость и неукротимость жили в его сердце! Такой себе гопник, но не с пивом и семками, а задира, странствующий по средневековой Японии с мечом и бьющийся насмерть.
А вот еще..
Еще теперь несколько моментов, на которые историки фехтовальщика останавливали свой взгляд более подробно. На бойцах которые оказались для Мусаси “крепкими орешками” и схватки с которыми стали легендарными.
Например бой Мусаси с монахом в Ходоине. Монах бился боевым двухметровым шестом и сам был не маленький. Не самый простой противник для Мусаси, хотя он справился, конечно. И монах был легендой Ходоина.
Бой с Сисидо Байкином, который использовал нестандартное оружие собственного производства. Сисидо Байкин был кузнецом и изготовил “под себя” большой серп-кама с цепью и тяжелым железным шаром на конце. В поединке он сумел захватить цепью руку Мусаси и меч, подтащить к себе, сблизившись для удара серпом, но Мусаси выхватил вакидзаси свободной рукой и зарубил Байкина. Из дополнительных моментов: Мусаси был классический амбидекстр. Отсюда и фехтование двумя мечами одновременно, что было откровением в Японии на тот момент… но не в Европе!
И наконец легендарная дуэль на острове с Ганрю (Сасаки Кодзиро)
Интересные факты: Ганрю использовал тяжелый меч нодати, с длиной лезвия 110-130 см и владел им виртуозно, изобретя свой собственный стиль, он мог срубать ласточек на лету. Из этого делаем вывод, что хотя данных про рост Ганрю у нас нет, но парень был явно не полтора метра, чтобы так виртуозно управляться с таким клинком. То есть скорее всего не меньше 180 см. Воот… Тот случай когда уже антропометрические данные бойцов очень похожи. Что делает наш гопник Мусаси перед боем? Правильно! Всю ночь бухает, не просыпается вовремя, его с трудом будят. Он пьёт воду из тазика и в лодку, и вперёд. На месте вытачивает себе привычную дубину в полтора метра и засыпает себе дальше. Ганрю уже перегорел, ведь Мусаси прибывает с опозданием в несколько часов. Используя нетрадиционную технику и треш-ток, как сказали бы сегодня, Мусаси побеждает снова. После этого боя он использует в смертельных поединках только деревянный меч – ему хватает.
Есть много вариаций на тему смерти Ганрю, но я вспомнил про самую популярную.
В итоге, что мы имеем?
Чрезвычайно физически одаренного верзилу, одержимого мечом и поединками! Ребята, да такого только из пушки останавливать можно было. Понятно, в его поколении были еще прославленные на все времена фехтовальщики, но до поединка с Мусаси они не доходили. И хорошо, что так, наверное. Позже Мусаси стал очень разносторонне развит. В его багаже и живопись, и скульптура, и возделывание полей. Но все же главное в “Книге пяти колец”, вся ее суть, это то, что “смерть противника любой ценой и постоянная готовность к своей смерти!”
Автор Денис Леви