«Толпар»- вчера, сегодня, завтра…
Универсальная система ножевого боя «Толпар» родилась при синтезе европейских приемов работы финским ножом и ушу Багуачжан.
Насилье рождает насилье,
И ложь умножает ложь,
Когда нас берут за горло,
естественно взяться за нож.
Но нож объявляя святыней
И, вглядываясь в лезвиё,
Начни находить отныне
В нём лишь отраженье своё, —
© Николай Асеев
Предисловие или вместо начала
Толпар – темное прошлое
Система состояла из следующих разделов:
- Скрытое уничтожение противника (скрытое для противника и окружающих)
- Уничтожение противника в ходе вскрытого конфликта (багуа смерти)
- Уничтожение противника при его готовности к бою (упреждающие удары)
- Уничтожение противника в симметричном конфликте (фехтование)
Во втором случае, исполнитель допустил ошибку, своими действиями он вскрыл конфликтную ситуацию между ним и оппонентом. В данном случае скрытое уничтожение противника невозможно. Противник уничтожается методами, позволяющими преодолеть его возможное сопротивление. Также в этот блок входит нивелировка (уменьшение, сглаживание) последствий ликвидации оппонента.
В третьем случае исполнитель пошел еще дальше и дал понять оппоненту, что он собирается его уничтожить. В этом случае, выполняя задуманное, он имеет дело с готовым к бою вооруженным противником. Задача исполнителя – нейтрализовать преимущество противника и уничтожить его с помощью техники упреждающих ударов.
И последняя – самая критическая ситуация – это неудача исполнителя при применении техники упреждающих ударов. То есть противник сумел избежать уничтожения, разорвал дистанцию и приготовился к бою. В этом случае исполнитель применяет технику фехтования.
Теперь, давайте по порядку. Самое важное, можно сказать ядро системы – это определение момента принятия решения на уничтожение. Упражнение, которое подводило обучающегося к возникновению этого навыка – это формирование круга своих «жизненных» интересов. Задумайтесь над этим словосочетанием! Именно жизненных интересов. То есть интересов, при успешном посягательстве на которые, вы не можете продолжать свое существование.
Это очень важно. Здесь ошибаться нельзя!
При этом ученику не давалось никаких подсказок. Также никто не занимался проверкой выполнения им этого упражнения. Выбор и ответственность за сделанный выбор каждый нес и несет сам.
Следующая психологическая составляющая системы – это определение конфликта. Конфликт – это способ разрешения противоречий, возникших в результате социального взаимодействия, заключающийся в противодействии друг другу субъектов конфликта и потенциально заканчивающийся гибелью одного или обоих участников конфликта. То есть при возникновении конфликта как способа разрешения противоречий, необходимо помнить о том, что он вполне может закончиться вашей гибелью.
Чтобы доказать справедливость этого высказывания достаточно обратится к статистике бытовых убийств. Единственное что вы в ней не найдете – это причину произошедшего конфликта. Но опыт показывает, что она настолько незначительна, что порой к моменту смерти своего оппонента убийца сам не помнит с чего, все началось: с определения, какая команда лучше, ЦСКА или Спартак или как вкуснее кушать бутерброды колбасой вверх или вниз.
Таким образом, из изложенного вытекает следующий постулат системы: вступать в конфликт следует только при посягательстве на ваши жизненные интересы, круг которых вами уже очерчен. При этом физическая ликвидация противника – это не правило, а лишь одно из возможных решений.
На данном этапе у обучающегося ставился колющий удар ножом. Удар ставился в несколько этапов. Первый этап – это изучение правильной траектории удара. Как правило, для целей скрытой ликвидации применялся обратный колющий удар оружием стилетного типа. Почему именно обратный колющий я объясню чуть ниже.
После того, как обучающий закреплял траекторию удара многократным повторением движения, он приступал к отработке удара на тренажере. На начальном этапе использовался ствол дерева с мягкой древесиной. Удар отрабатывался на уровне живота и груди при статичной позиции около дерева с постепенным увеличением силы удара. Возможность наносить удары в полную силу свидетельствовала о том, что у обучаемого сформировался правильный хват ножа.
Следующий этап – создание нетелеграфирующего удара. Постепенно, обучающийся, исключал все лишние движения: движения плеча, движения корпуса и т.д. После чего переходили к упражнениям в движении. Суть этих упражнений, в нанесении удара по тренажеру проходя мимо него. Критерием правильности его исполнения служил непрерывающийся ритм шага и нетелеграфичность удара при его неизменной силе и правильной траектории.
Далее обучающийся изучал анатомические зоны поражения. Как правило, в форме скрытой ликвидации колющим ударом поражалось сердце или печень противника при подходе спереди и сердце или почка при подходе сзади. Для постановки использовалось два упражнения: отработка удара на неподвижно стоящем оппоненте (естественно вместо боевого оружия использовалась деревянная имитация) и последующая тренировка навыка в движении. При подходе спереди, когда исполнитель и оппонент двигались навстречу друг другу и при подходе сзади, когда исполнитель шел за оппонентом, постепенно обгоняя его. Критерием правильности исполнения служил верно выбранный, неизменяемый ритм и траектория движения, особенно сложно это было при подходе сзади, когда вы должны двигаться чуть – чуть быстрее оппонента.
Теперь пару слов о технике. Почему именно обратный колющий удар. Его траектория позволяла обеспечить максимально скрытое поражение. От людей находящихся сзади движение было закрыто телом исполнителя, от людей находящихся спереди телом оппонента. Особое внимание уделялось скрытому ношению оружия. Тут было несколько правил и критериев. Оружие должно: скрыто находится в руках исполнителя, давая ему возможность выполнить необходимое техническое действие и (или) избавится от оружия в случае необходимости до или после совершения технического действия, не совершая лишних, привлекающих внимания движений.
При кажущейся абсурдности формулировки: скрытое нахождение оружия в руках исполнителя она четко выражает суть этого тактического приема. Одним из самых простых, и, наверное, «избитых» решений является банальное заворачивание ножа в газету. Но даже у этого «избитого» решения есть столько нюансов, что, упустив из виду хотя бы пару из них, мы рискуем не выполнить нашу задачу. Так газета должна быть достаточно тонкой, чтобы не повлиять на удар. При этом мы не можем взять отдельные листы от газеты, так как этим можем привлечь внимание окружающих. Газета должна соответствовать образу исполнителя. Ну, согласитесь, солидный бизнесмен с «Пионерской зорькой» в руках выглядит так же неестественно, как и молодой неформал с «Коммерсантом».
Особые требования предъявляются и к удержанию в руке, конец газеты должен быть естественно смят и к удержанию этого замечательного издания относительно тела исполнителя. Опять же все это необходимо для обеспечения скрытого нахождения оружия в руках исполнителя. Люди должны видеть человека с газетой, а не человека с ножом в нее завернутым.
Еще один вариант – наброшенная на рабочую руку куртка или ветровка, под которой скрыт нож. В этом случае нюансов столько же сколько с газетой, если не больше. Все это отрабатывается на тренировках путем отработки упражнений развивающих гибкость мышления (изобретение новых способов скрытого ношения оружия) и проверка и отработка этих способов путем скрытого ношения оружия в людных местах. При кажущейся легкости в советские времена говорят, это очень бодрило.
Ну и последнее, но не менее важное – это способ осуществления технического действия. Можно было, помочь и подсадить оппонента в автобус (троллейбус, трамвай), при этом исполнитель оставался на остановке, а следующей остановкой оппонента были «ворота рая». В уличной давке человеку могло внезапно стать плохо, равно как и в какой-нибудь из длинных очередей. Если оппонент находился в своей машине коллега, засунув голову в окно, мог попросить что-нибудь показать на карте. Исполнитель мог внезапно споткнуться на улице и, извинившись перед задетым им «случайно» оппонентом, уйти. Описывать можно до бесконечности, но суть метода скрытого уничтожения от этого не меняется – это способ мгновенного уничтожения ничего не подозревающего оппонента незаметно для окружающих. В идеале исполнителя не должны даже запомнить.
Теперь перейдем к этапу устранения противника в ходе вскрытого конфликта. На этом этапе к выставленному колющему добавлялся режущий удар. Его постановка практически не отличалась от постановки колющего, единственное отличие состояло в том, что отработки в движении не было. В ней просто не было необходимости. Данный блок системы предполагал уничтожение противника в ходе вскрытого (как правило, вербального) конфликта. Здесь также большое значение придавалось скрытому ношению оружия. Однако, подготовится, как в первом случае у исполнителя просто не было времени. Поэтому особое внимание уделялось положению ножа на теле и возможности его незаметного извлечения. Сразу оговоримся, что в каждом примере речь идет о нескладном ноже средних размеров. Во времена развития и становления системы такого обилия складных ножей просто не было, а имеющийся ассортимент, в том числе и самоделок, не отвечал необходимым требованиям. Поэтому мы сейчас ведем речь о ноже финского типа. В качестве примеров можно привести ношение ножа в районе подмышки рукояткой вниз или на поясе горизонтально с рукояткой направленной в сторону рабочей руки.
Особое внимание уделялось незаметному извлечению ножа. Но это так сказать сопутствующие умения, хотя и очень важные. Основу техники составляли восемь трехударных связок из колющих и режущих ударов. Описывать все связки не имеет смысла, я дам только общие принципы. Если посмотреть на график триграмм прежнего неба (по Фу Си) то это и будет диаграмма «Багуа Смерти».
Сплошная черта в указанной схеме обозначает колющий удар, прерывистая – режущий. Тактически удары в связке построены следующим образом: предварительный (шокирующий), основной, контрольный (добивающий). Предварительный удар наносился из скрытого положения, как правило, в область ЖКТ противника. Он был нетелеграфирующим и не обладал большой силой. Он вызывал болевой и психологический шок у оппонента и давал исполнителю время на проведение основного технического действия. Основной удар или порез выполнялся с шагом и прихватом противника свободной рукой с целью исключения промаха и усиления действия. Целью здесь служило сердце (для колющего удара) и кровеносные сосуды шеи (для режущего). Контрольный (добивающий) удар наносился с небольшим поворотом тела в сторону падающего оппонента. Целью его служили легкие, почка со стороны спины для колющего удара и кровеносные сосуды шеи для режущего.
Приведенного выше описания достаточно, чтобы с помощью схемы составить представление обо всех восьми связках. Критерием правильности исполнения здесь служил единый ритм исполнения и непрерывность движения при неизменяемой силе ударов. Также в качестве теста, проводились упражнения на сопротивляющемся оппоненте. Любые попытки сопротивления не должны были повлиять на ритм и четкость исполнения. В идеале исполнитель должен был проходить сквозь оппонента как нож сквозь масло, и, не прерывая движения, двигаться дальше в первоначальном направлении.
Следующий аспект системы: упреждающие удары, применялся против готового к бою противника. Ни о каком скрытом извлечении ножа здесь речь уже не шла. На данном этапе нарабатывалось мгновенное выхватывание.
Но я немного забегаю вперед. Изначально обучаемый получал навыки визуальной оценки предполагаемого противника на предмет наличия у него оружия и потенциальной возможности его применения.
Оружие противника обнаруживалось двумя способами: визуальным и тактильным. В ходе визуального обнаружения исполнитель обнаруживал оружие оппонента по характерным признакам на его одежде и по поведению оппонента. Использовался фактор сосредоточенности оппонента на своем оружии (фактор постоянного контроля оппонентом оружия), чтобы по поведению определять его положение и тип.
Тактильный способ обнаружения более простой и в то же время менее применимый. Оружие обнаруживалось за счет прикосновений к противнику, замаскированных под естественные движения.
Следующий после обнаружения этап – это сведение на нет преимущества противника. Он мог выполняться путем психологического принуждения, или манипуляции, в результате которой, противник не мог использовать свое преимущество в виде оружия. Например, если исполнитель обнаруживал оружие оппонента, закрепленным на правом боку, он мог в ходе общения просто заставить оппонента прислонится этим боком к стене (ведя беседу прислонившись к стене левой стороной). Это исключало возможность быстрого извлечения ножа оппонентом. Кроме психологических уловок применялись и простые технические действия. На ту же стену оппонента с закрепленным сзади клинком или огнестрельным оружием могли просто толкнуть, что опять же затрудняло извлечение. Оппонента хватали за рабочую руку, оппонент мог получить шокирующий удар по глазам. Естественно все эти действия были одновременными с выхватыванием собственного оружия и его применением.
Очень важным аспектом на этапе упреждающих ударов является контроль собственного оружия и возможности его извлечения. Это кажется простым и очевидным, однако всем любителям носить нож в кармане на клипсе стоит серьезно задуматься. Как вы его извлечете, если на Вас длинная куртка? Как Вы его извлечете нож, если Вы удобно расположились в кресле с высокими подлокотниками? Кажется, что это мелочь, но от этих мелочей зависит Ваша жизнь.
Из техники на этапе упреждающих ударов изучался рубящий удар. Его ставили по сходной для колющего и режущего удара методике. Единственным исключением являлось то, что при рубящем ударе изменялся хват, он становился более свободным, что позволяло использовать кистевой подхлест для создания малоамплитудного сильного удара. Далее изучались комбинации упреждающих ударов 16 базовых двухударных связок и 8 связок с поражением рабочей руки оппонента. Отработка упреждения проводилась в виде коротких учебных спаррингов. В ходе которых, один из занимающихся отрабатывал упреждение, второй стремился избежать поражения и, разорвав дистанцию, выйти в фехтовальную фазу поединка.
Ну и следующий этап – обучение фехтованию, которое является венцом развития технического арсенала системы. На данном этапе выставлялся цепляющий удар, как средство для поражения мышц противника и извлечения клинка из тела после колющего удара. Таким образом, обучающийся, уже владел всеми четырьмя усилиями необходимыми для симметричного боя.
Следующим этапом было изучение техники маятника, как основного координационного упражнения в системе.
Далее, изучались способы передвижения (полный шаг и подскок), виды дистанции в бою (дистанция фехтования, атаки и контроля). Потом основное время уделялось отработке базовой связки прямой режущий – прямой колющий в четырех вариантах: защитном, атакующем, со скрестным шагом и с присадкой на колено.
После этого, занимающийся ставил траекторную базу системы, которая была аккумулирована в «64 связках восьми кругов». На этом мне хотелось бы заострить ваше внимание. Двухударные связки восьми кругов – это не технический арсенал системы, и не боевые комбинации. Это именно выставление траекторий. Восемь кругов охватывают все возможные изменения движения конечности при выполнении технических элементов. Прорабатывая эти траектории обучающийся учится гибко и вариативно изменятся, реагируя на действия противника.
Далее с помощью длинных и коротких спаррингов обучающийся учился применять тактику системы, которая заключалась в приоритетном поражении вооруженной руки противника (обезоруживании) и дальнейшем его уничтожении. На этом изучение технического арсенала системы заканчивалось и обучаемый приступал к многочисленным методам спарринговой работы, с помощью которых он получал навык работы против противника вооруженного различными видами оружия (длинное и короткое клинковое оружие, длинное и короткое оружие ударно – дробящего типа, гибкое оружие), группы противников, применения техники в различных условиях: плохая освещенность, скользкая поверхность, склон и т.д. Также существовали упражнения при которых обучающийся проверял свои навыки в различных состояниях: после значительной физической нагрузки, на фоне стресса вызванного голоданием, отсутствием сна, употреблением алкоголя. Особое внимание уделялось противодействию противнику, владеющему навыками обезоруживания. На момент создания системы самым серьезным оппонентом в обезоруживании являлись люди, владеющие приемами боевого самбо. И изначально работа против рукопашников была ориентирована именно на самбистов.
Ну вот, пожалуй, и все что можно сказать о том, как выглядела система на момент своего становления. Я не упомянул в своем повествовании большое число сопутствующих методик, направленных на развитие точности удара, психологической устойчивости, нечувствительности к боли.
Также за бортом нашего повествования остались способы ведения боя с полученными ранениями, методики обучения системе лиц с врожденными и приобретенными увечьями, но я думаю, что даже без них Вы в полном объеме получили представление о том, что из себя представлял Толпар, на заре своего становления.
Толпар – суровое настоящее
Как я уже упоминал в предисловии, когда в твоих руках оказывается знание, и ты являешься практически единственным его носителем, то поневоле ощущаешь ответственность за его судьбу. После трагической гибели Мастера Аскерова, решение увековечить память Учителя открытым преподаванием системы «Толпар» было принято его ближайшими учениками. Но принять решение – это только полдела, осуществить задуманное гораздо сложнее. Тем более, что система, в том виде в котором она существовала, представляла интерес лишь для узкого круга специалистов и для массового преподавания была непригодна и даже более того опасна.
Чтобы открыто преподавать систему большому количеству людей нам пришлось значительно сместить акценты преподавания. На первом месте в новом Толпаре прочно обосновалось фехтование. Как наилучший способ развития координации и базовых навыков. К тому же фехтование, учитывая тактику системы Толпар, являлось оптимальным способ нелетальной самозащиты от противника(ов), вооруженных практически любым видом оружия.
Следующим аспектом преподавания системы выступили упреждающие удары, как способ действия при внезапном остром развитии конфликта.
Эти две части старого стиля так органично дополнили друг друга, что можно было говорить о качественном скачке в развитии, по сути, о создании нового стиля на базе старого. Есть ли в них существенное различие, спросите вы?
Да, есть. Причем принципиальное.
Старый стиль больше рассчитан на атаку (неважно в каком виде) и работу первым номером.
Новый стиль ориентирован на самозащиту (пусть агрессивную). При этом в новом стиле осталась полная проработанность техники и психологических упражнений, доставшаяся ему в наследство от старого стиля и, в тоже время, произошел качественный скачок. Вызван этот скачок был как раз открытым преподаванием стиля и большим количеством занимающихся. В разы увеличилось количество спарринговой работы. Появилась возможность тренироваться с большим количеством спарринг-партнеров. Это привело к значительному увеличению скорости спарринга и качественному повышению его содержания.
Если в старом стиле фехтование рассматривалось как зло, которого надо избежать любыми средствами, то в новом стиле это привычная обыденность. Хорошо подготовленный боец нового стиля обладает навыками скоростной серийной работы и практически всегда может избегнуть обоюдного поражения. Хочу заметить, что этот качественный скачок произошел за очень короткий срок, всего 6 лет прошло с момента начало преподавания в 2001 году. И кто знает, насколько качественно увеличится подготовка обучающихся еще за 10 лет спарринговой практики! Это только начало развития. Первый шаг на бесконечном пути. И полученные за этот короткий срок результаты позволяют сделать вывод, что шаг этот был сделан в правильном направлении.
Толпар – светлое будущее
В настоящее время Школа ножевого боя «Толпар» объединяет большое количество занимающихся. И ряды ножевиков, для которых Школа стала домом – постоянно увеличиваются. Кто-то берет от системы лишь самое необходимое, а кто-то постоянно совершенствует себя в ее рамках. В Толпаре много энтузиастов своего дела, каждый из которых раскрывает все новые и новые грани системы, много бойцов, которым доставляет удовольствие именно бой. И те, и другие раскрывают для себя систему, каждый в своем ракурсе.
По прошествии времени можно сказать, что основной «жемчужиной» стиля является его уникальный «движок», который настолько универсален, что позволяет приспособить его практически для любых функций. В настоящее время в Толпаре на единой базе практикуются: ножевой бой, фехтование тростью, фехтование на длинномерах (меч, шест), несколько стилей рукопашного боя и система самозащиты. Опять же повторюсь это только начало развития. Новый стиль только становится на ноги, и кто знает, какой качественный скачок нас ожидает. Толпар на старте, и думаю, что нас ждет еще много удивительных находок и открытий.
Автор Якименко Н.А.