Ближний бойБусидо

Богдан Курилко: Эволюция каратэ

Когда государство монополизировало право на ношение оружия, в Японии появляется то, что позже получит объединяющее название «дзю дзюцу».

Если следовать исторической логике можно предположить, что удар кулаком по голове был раньше, чем это же действие, выполненное с помощью дубины, в силу его относительной простоты и отсутствия необходимости обзавестись этой самой дубиной. Но как только наши нецивилизованные предки оценили эффект от применения различных девайсов для причинения увечий ближнему своему история человечества стала развиваться в сторону усовершенствования оружия.

С помощью оружия создавались и терпели крах империи, в кровопролитных боях развивалось и шлифовалось искусство владения смертоносным арсеналом и своим телом. Оружие становится способом заработка, с его помощью отстаивали свою честь и доказывали свое превосходство.

Богдан Алексеевич Курилко, 7 Дан Годзю-Рю TOGKF / Bogdan Kurilko Goju Karate School

В Поднебесной империи, благодаря возникшей из местного культа предков клановой системе, которая, благодаря учению Конфуция стала центральным пунктом всей палитры верований и ритуалов, а также определила уникальность китайского общества на протяжении всей его истории, возникают школы единоборческих традиций.

Именно они, с их уникальными целями и взаимоотношениями между учителем и учениками определяют всю дальнейшую историю развития боевых искусств Азии.

Теперь вернемся к тому самому первому удару кулаком. Несмотря на очевидные достоинства дубины у кулака есть одно несомненное преимущество — он всегда с вами. На мой взгляд именно этот факт привел к тому, что рукопашный бой развивался параллельно оружейному. В том же Китае, еще во времена империи Хань упоминалось шоубо — рукопашный бой.

Я предполагаю, что долгое время этот самый рукопашный бой существовал в качестве факультатива, позволяющего бойцу быть универсальным. То есть не становиться беспомощным в случае отсутствия или блокировки оружия.

Так продолжалось до тех пор, пока не произошли события, которые позволили безоружным техникам боя, если не обогнать оружие по важности и объему преподаваемой техники, то как минимум сравнятся с ним.

Со времен царства Цинь (IV век до нашей эры) Китай становится государством с чрезвычайно развитым аппаратом чиновников следящих за исполнением весьма строгих законов, круговой порукой, взаимной слежкой, а также строгим контролем за оборотом членовредительских инструментов. Например, во времена империи Юань (XIII век) за хранение оружие однозначно полагалась смертная казнь.

Поэтому если в вашем воображении средневековый Китай – это место, где свободно могли шляться граждане, увешанные колюще режущими девайсами – это порожденное кинематографом заблуждение. В общем все, кто хотел чувствовать себя уверенно как с точки зрения собственной безопасности, так и с точки зрения конфликта с уголовным кодексом могли надеяться только на себя и подручные средства не попадающие в категорию оружия.

Империя Мин (XIV-XVII вв.) – время, когда началась история большинства школ китайского ушу. «Золотой век» школ рукопашного боя в Поднебесной и время, когда было создано большинство известных трактатов посвященных военному делу и практике ушу.

С одной стороны первая половина времени правления династии Мин связано с развитием армии, усилением централизации власти и ужесточением законов, в том числе контролирующих оборот оружия, с другой вторая половина истории Империи связана с нестабильностью, нападением маньчжуров и переносом административного центра государства на юг.

На мой взгляд в начале правления династии были созданы условия для усиления интереса гражданского населения Поднебесной к рукопашным умениям и их развития, а закат империи резко катализировал их актуальность продолжая сохранять монополию на использование оружие за армией.

Для нас также важно, что вторжение маньчжуров и потеря Мин своих северных территорий привело к миграции населения и в том числе мастеров ушу на юг, где их учения обогатили и придали толчок к развитию местных единоборческих традиций.

В эпоху империи Цин (1644 — 1912) кулачные искусства получают новый толчок в виде повсеместно возникающих тайных обществ пропагандирующих массовое обучение ушу всех желающих.

В 1853 году, в стране, пораженной вирусом крестьянских восстаний, Цинское правительство, неспособное обеспечить защиту мирного населения издало указ о создании народного ополчения, что привело к новому витку развития интереса к боевым искусствам, а также созданию многочисленных новых стилей.

Начало двадцатого века стало стартом для самых значительных реформ боевых искусств Китая. До этого момента занятия единоборствами и их преподавание считались занятием малопочтенным и маргинальным. В немалой степени благодаря старику Конфуцию, утверждавшему что гражданское и военное идут разными путями и принцип «вень» (миролюбие) является образцом нравственности в отличии от «у» — военного начала.

После Синьхайской революции 1911 года, положившей конец правлению императоров, новое правительство, в рамках реформы образования принимает решение о преподавании боевых искусств в школах. Ушу превращается в Гошу (национальные боевые искусства). Создаются институты по подготовке преподавателей, которые становятся собрание лучших мастеров своего времени. На первый план выходит идея воспитания, совершенствования и национальной гордости.

Что касается Окинавы, то, если не учитывать местное боевое искусство «Ти», история которого загадочна и туманна, первые упоминания о проникновении китайских рукопашных систем приходятся на конец четырнадцатого века, когда на территории королевства Рюкю появляется китайское поселение Кумэ.

С точки зрения истории развития единоборческих систем в Китае – расцвет империи Мин – тот самый «золотой век» ушу и время, когда боевые традиции концентрировались на юге Китая откуда и экспортировалось на Окинаву.

«Вторая волна» проникновения единоборческих умения из Китая пришлась на правление Цин — время создания новых школ и новых стилей. А вот оформление Окинавского каратэ в школы происходило в период двух революций: реставрации Меидзи в Японии и Синхайской революции в Китае, когда на первый план выходит идея национального возрождения, одним из инструментов которого становятся боевые искусства.

Помимо китайских реалий, на Окинаве, экспортируемые боевые искусства подверглись местным, специфическим для Рюкю влияниям.

В первую очередь речь идет о глубоком почитании всего, что попадало в королевство из Китая. Поднебесная для окинавцев была источником культуры, прогресса и сокровенных знаний. Поэтому все, что экспортировалось на острова из империи бережно и без существенных изменений сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Также на Окинаве были свои, не менее строгие законы по контролю за оборотом оружия, во многом скопированные с китайских. После аннексии Рюкю кланом Сацума в королевстве начинается период двойного вассалитета. Помимо уже действующих на Окинаве законом в 1611 году японцы заставили Короля Рюкю принять так называемые пятнадцать правил, среди которых для нас представляют интерес:

  • Запрет на ссоры и драки
  • Запрет на азартные игры

В этих условиях не могло быть и речи о хранении и ношении оружия среди гражданского населения.

Также, можно предположить, что на развитие каратэ повлияло то, что с момента появления в истории Рюкю японского клана Сацума правителям Рюкю приходилось балансировать между Китаем и Японией, чтобы сохранить свою самостоятельность.

Находясь в вассальной зависимости от обеих государств Ваны Рюкю, научились использовать противоречия между этими странами для сохранения относительной независимости. Главной идеей это политики являлось – «сдерживание японцев», которое заключалось, с одной стороны, в использовании своего влияния при дворе китайского императора династии Цин и создания угрозы военного вмешательства Китайцев в случае обострения взаимоотношений с Бакуфу, с другой стороны максимальное избегание конфронтации с японцами.

Как следствие такой политики рюкюсцы, фактически, провели ребрендинг своей страны, представив миру «новый имидж» небольшого, очень мирного государства, где живут «светлые человечки», руководствующиеся исключительно конфуцианскими принципами. Такое государство не нуждается ни в полиции — для поддержания внутреннего порядка, ни в армии — для защиты от внешних угроз. Если согласится с тем, что с 17 века Окинава начала активно проводить политику пацифизации своего общества старательно демонстрируя миру собственное миролюбие и при этом сохраняя искренний пиетет перед Китайской культурой, то все это могло стать благодатной почвой для развития именно безоружных систем боя.

После реставрации Меидзи и упразднения сословия самураев в Японии произошла настоящая революция в области боевых искусств. Без работы и планов на будущее оказалось масса бывших буси и преподавателей различных боевых рюха. В условиях, когда государство монополизировало право на ношение оружия, на рынке услуг страны восходящего солнца появляются предложения о преподавании того, что позже получит объединяющее название «дзю дзюцу».

После того, как в 1879 году был обнародован указ японского правительства о создании вместо королевства Рюкю японской префектуры Окинава перед мастерами – носителями боевой традиции Рюкю остро стал вопрос интеграции в новую реальность. Результатом их усилий стали:

  • Оформление школ по образцу японских рюха
  • Акцент именно на рукопашных техниках.
  • Изменение названия с «китайской» (танской») на «пустую руку».
  • В обучении окинавскому каратэ начинает преобладать общая для Японии и Китая того времени идея личного совершенствования, воспитания гражданина, подъема и укрепления национального духа.

В «большой» Японии усилия по преподаванию Окинавского кулака фокусируются в среде студентов университетов. Позднее это приведет к появлению соревновательного каратэ и фактически к расколу этого боевого искусства, но в начале двадцатого века в Японии, когда «рынок» обучения боевым искусствам был плотно занят вчерашними самураями, а среди взрослого населения отношение к Окинавцам напоминает отношение к выходцам из средней Азии в Москве, прогрессивные студенты готовые к восприятию всего нового и экзотичного, стали спасением для тех мастеров каратэ, которые решили распространить свое искусство в метрополии.

Автор Богдан Курилко
Источник

Статьи по теме

Back to top button