Михаил Макеев о нокауте в каратэ
Президент Жамбыльской областной федерации Ашихара каратэ (A.I.K.O.) рассказывает
Одновременно с повсеместной популяризацией спорта и физической культуры, во всех их проявлениях, врачи не устают напоминать, что не все виды спорта «одинаково полезны». Одна из тем, которой они уделяют внимание поднимая вопросы здоровья спортсменов, это тема нокаута в спортивных единоборствах.
Скажу сразу, что широко распространенное мнение, что методически правильно организованные занятия контактными единоборствами на любительском уровне, например занятия тем же любительским боксом под руководством опытных тренеров, являются причиной серьезных заболеваний сильно преувеличена и это не более чем стереотип. Тем более это не верно, если говорить о состоянии дел в современном каратэ. Сейчас в каратэ учебные и соревновательные поединки проводятся в высокотехнологичной защитной экипировке (закрытые шлема, жилеты, перчатки, протекторы для паха, нагрудники для девочек и женщин, защита голени и стопы, капа), запрещены опасные и приводящие к травмам удары, сами поединки жестко регламентированы весовыми категориями и продуманными правилами, направленными на сохранность здоровья спортсменов всех возрастов и проводятся под контролем опытных судей и спортивных врачей.
Сразу, чтобы исключить ненужные вопросы. Мы сейчас не рассматриваем проблемы профессионального спорта, спорта высоких спортивных достижений, который занимает отдельное место в мире единоборств и требует отдельного серьезного разговора. Мы говорим о спорте любительском.
Да проблема травматизма существует как в современных единоборствах в частности, так и в современном спорте в целом. Именно за эту потенциальную травмоопасность тренировок и соревнований спорт порой подвергается критике. И говоря сегодня именно о нокауте следует отметить, что кроме него в спорте существует потенциальный риск получения травм, которые вообще не связанных с нокаутирующими техниками. И получении травм существует в любом виде спорта, а необязательно в единоборствах. И уж никто не будет спорить, что риск получения травм существует и у людей, которые вообще спортом не занимаются и вообще ни как не связаны с ним близко. Что тут сказать? К сожалению такова наша жизнь.
Но вернемся к нокауту.
Если говорить о том, что такое нокаут, то его можно и нужно рассматривать с разных сторон. Если это чистый спорт, то нокаут это прежде всего один из возможных исходов поединка в спортивных единоборствах и заключается он в том, что один из соперников получает удар, после которого он объективно не в состоянии продолжать бой после судейского счёта от одного до десяти.
Если это медицинский аспект, то медицина рассматривает нокаут как состояние бойца, характеризующееся частичной или полной потерей ориентации, а иногда и потерей сознания, возникшее в результате тупой механической травмы головы (удара), либо внутренних органов туловища (чаще всего печени и селезёнки, а также диафрагмы и дыхательных мышц в результате удара в область солнечного сплетения), реже отмечается так называемое «сотрясение сердца» в результате удара в область сердца или в результате удара в боковую сторону шеи, в область каротидных синусов («каротидный нокаут»).
Звучит немного пугающе, но нокаут в единоборствах в целом и в каратэ в частности это объективная реальность. Да он случается. Но вся организация тренировок и соревнований любителей, да и профессионалов, направлена на то, чтобы снизить возможность получения любой травмы и нокаута в том числе. Работа тренеров, судей, спортивных медиков направлена на то, чтобы максимально беречь здоровье спортсменов и снизить максимально снизить все возможные риски для них.
Каратэ, на мой взгляд, занимает в мире единоборств отдельное место. И рассматривая каратэ нужно отметить, что оно является не только спортивным единоборством, но и боевым искусством. И понятно, что целью любого боевого искусства является победа в бою, победа в противостоянии с реальным противником. И вот здесь нокаут является способом достижения такой победы, которая в условиях улицы зачастую означает, что человек, подвергшийся нападению, сохранил свое здоровье и жизнь. Заметьте, сохранил свою жизнь и свое здоровье! Но эти уже частные и довольно редкие случаи, находящиеся в области исследований уголовного права. Их мы не будем рассматривать отдельно, они очень специфические и, если честно, то я не помню случаев, когда каратэки в истории современного Казахстана, используя полученные в Додзе навыки и умения умышленно или неумышленно совершали какие-то противоправные действия, по крайней мере это точно относится к представителям нашей Ассоциации Ашихара каратэ Казахстана, (Александр Журавлев, Осу!)
Но все же если уже упомянуто, что каратэ является боевым искусством, искусством рукопашного боя, нельзя не упомянуть и то, что многие люди вообще приходят в залы единоборств не ради физкультуры и спорта, и не для участия в спортивных соревнованиях. Многие приходят именно для того, чтобы научится драться и здесь умение нокаутировать потенциального противника для многих становится целью тренировок. И вот здесь, говоря именно о преподавании каратэ, на первую линию выходит роль Учителя в каратэ, который культивирует у учеников превосходство духа над физической силой, порядочность и воинскую добродетель. Не преуменьшая пользу занятий другими единоборствами скажу, что именно духовное воспитание является особенностью занятий каратэ! Заметьте о чем я пишу! Воинская добродетель. А ведь это и есть одна из основ Будо!
В современном карате понятия «спорт» и «Будо» очень тесно связаны.
В свое время Сергей Суворов в своей статье «Киокусинкай без нокаутов?!» опубликованной на портале SUPER KARATE, цитируя авторов книги «Кёкусинкай – духовная воинская традиция» В.П.Фомина и А.И.Танюшкина, очень интересно отметил и написал следующее:
«Сам Масутацу Ояма четко отделял Будо-каратэ с его традиционными эзотерическими подходами к искусству «пустой руки» от традиционного «бесконтактного» каратэ и современного западного спорта. И тут мы обнаруживаем гениальность великого мастера, который синтезировал будо-каратэ и контактное спортивное единоборство, при этом, согласно духовному завещанию основателя школы спортивная составляющая была нужна лишь как возможность массового продвижения Киокусинкай, особенно на Западе и носила соподчиненный характер по отношению к Будо. «Необходимо было утвердиться на татами перед лицом тысяч зрителей. Но это было возможно только в спортивном состязании с установленными правилами. И Будо-каратэ пришлось облечь в форму спортивного контактного единоборства. Так образовалась двойственность положения Киокусинкай, породившая противоречия и неувязки. Потребовались значительные усилия, чтобы сохранить межу, разделяющую Будо-каратэ и западный спорт, разъясняя при этом программу духовного воинского пути».
Там же у Суворова читаем:
«Итак, позволим себе сделать промежуточный вывод, что Киокусинкай на сегодняшний день, по крайней мере, в нашей стране, является контактным спортивным единоборством, основанным на духовной воинской традиции. Более того, существуют правила проведения соревнований, которые выработались за десятки лет существования Киокусинкай уже как спортивного единоборства. И исключить из этих правил нокаут, как идеальный, пусть и не единственный способ определить сильнейшего – значит изменить саму суть этого контактного спортивного единоборства.
И, если мы признаем право каждого человека по своему усмотрению распоряжаться своими способностями (как интеллектуальными, так и физическими) в любой разрешенной законом деятельности, то мы должны и признать право любого заниматься такими видами спорта (т.н. «экстремальными»). Надо лишь удостовериться, что человек правильно понимает и осознает все риски, связанные с этой деятельностью, в том числе получение серьезных травм и даже смерти. В конце концов, миллионы людей для чего-то прыгают с парашютом, лезут в горы, гоняют на мотоциклах, выходят в ринг и на татами. Я уже не говорю о людях, сделавших риск своей профессией – каскадерах. Ограничить их право на этот риск? Можно попытаться ограничить скорость мотоциклистам и высоту альпинистам или разрешить парашютистам прыгать только с вышек, а боксерам выдать перчатки, надутые воздухом и размером с воздушный шар. А в дзюдо или самбо запретить удушающие приемы, чтобы не задушили.
Но зачем? Безусловно, надо постоянно думать о мерах безопасности и совершенствовать технические средства, повышать профессиональный уровень судей и самих спортсменов, всячески стараться минимизировать риски получения травм. Но исключить само понятие риск из этих видов спорта – значит лишить человека того, ради чего он выбрал для себя этот вид деятельности. А для некоторых эти занятия являются смыслом всей жизни, именно посвящение себя Пути боевых искусств для многих адептов – суть самой жизни».
Как Сергей Суворов в своей публикации очень правильно расставляет акценты и здраво подходит к теме и нашего сегодняшнего обсуждения, расставляет «точки над и» в вопросе о нокауте в каратэ . Рассматриваемые Суворовым вопросы потенциальной травмоопасности тренировок и вопросы, связанные с нокаутом в практиках каратэ Киокушинкай и ответы, которые он дает, смело можно отнести и к Ашихара каратэ, основателем которого в свое время стал ученик Сосая Масутацу Ояма Мастер Хидэюки Асихара. Представителем Ашихара каратэ являюсь и я, практикуя это направление и возглавляя областную федерацию Ашихара каратэ (A.I.K.O.) Жамбыльской области Республики Казахстан.
В заключение нашего сегодняшнего разговора скажу следующее. Не делайте из нокаута «пугало» для себя или ваших детей, когда решаете стоит ли начать заниматься каратэ. Правильно выбирайте человека, который будет преподавать каратэ, смотрите на его уровень подготовки и квалификацию, методику и научность преподавания. Изучите историю Додзе, которое вы выбрали для занятий, каких учеников воспитали в нем и смело переступайте его порог. Поверьте — Каратэ это прекрасный выбор для человека, который решил изменить себя и стать сильнее, правильнее и умнее.
Автор Михаил Макеев
При работе над публикацией частично использованы материалы статьи Сергея Суворова для портала superkarate.ru и фотографии из личного архива М. А. Макеева