ЗазеркальеСаквояж архивариуса

Тхаги – душители во имя богини Кали

Помимо тхагов, для которых процесс убийства являлся ритуальным, существовала прослойка обычных убийц, прикрывавшихся именем тхагов. Их называли «пиндари».

Тхаги стали частью народного фольклора и художественного пространства. О них написано сотни книг, тысячи статей, сняты десятки фильмов. Один из рассказов Виктора Пелевина так и называется “Тхаги”. Эта секта, веками отправлявшая на тот свет невинных людей, до сих пор притягивает своей таинственностью и ужасом.

Тхаги ( или туги, тхаги, тхуги, пхасингары, душители, от англ. Thuggee) — средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали.
В переводе с хинди слово “тхаг” означает “разбойник”. Этим словом в средневековой Индии называли членов секты душителей, почитателей богини Каликак богине смерти и разрушения. На юге страны они получили известность как “фансигары” (“фанси” означает “петля”).

Статуя богини Кали

Примерно с XII века банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец. Точное число их жертв доподлинно неизвестно, однако «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.

Тайная секта тугов-душителей существовала в Индии несколько веков.

Приемы тугов

По принципу применяемого орудия для ритуального убийства, тхаги делились на душителей, кинжальщиков и отравителей. Самую большую известность приобрели тхаги-душители, чьим орудием служил платок, называемый «румалом», с утяжелителем на конце. Богатый арсенал боевых приемов на душение включал в себя приемы на удушение обычного (неподготовленного) человека, контрприемы — в случае столкновения с «коллегой», приемы на самоудушение — в случае невозможности скрыться, так как сдаться считалось недопустимым. Приемы, применявшиеся тхагами-душителями, были настолько эффективными, что были переняты индийскими полицейскими и спецвойсками и с успехом используются до сих пор при задержаниях, спецоперациях.

Тхаги или туги (от англ. Thuggee)

Орудием тхагов-кинжальщиков был кинжал, которым они наносили смертельный удар в затылочную ямку жертвы. Выбор места нанесения ритуального удара был обусловлен тем, что при этом почти не вытекало крови, а у тхагов-кинжальщиков количество пролитой при совершении убийства крови отягощало цепь последующих превращений в процессе реинкарнации.

Тхаги-отравители пользовались ядами, наносившимися на наиболее чувствительные участки кожи, а также на слизистую оболочку.

Вновь принятый член секты начинал свой кровавый путь во славу богини Кали как «люггах», или могильщик, либо как «белхал» — исследователь мест, наиболее подходящих для совершения замышляемых убийств.

Пиндари

Помимо тхагов, для которых процесс убийства являлся ритуальным, существовала прослойка обычных убийц, прикрывавшихся именем тхагов. Их называли «пиндари». В основной своей массе это были крестьяне, которые по окончании сельскохозяйственных работ выходили на большую дорогу с целью прокормиться. И если у тхагов существовал определенный ценз на количество убийств, необходимых для качественного перевоплощения после реинкарнации в следующей жизни, то пиндари убивали такое количество человек, какое могли ограбить.

Кали

Богиня Кали, одна из многочисленных жен Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие, мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит меч, а в другой – отрубленную голову. Ее длинный язык вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.

«О, Кали! Мать мира, которую мы обожаем, прими этого нового слугу, даруй ему свое покровительство, а нам знак, по которому мы удостоверимся в твоем согласии!»

Согласно индийским мифам, Кали однажды собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных. Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.

Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей – джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.

Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался “румаль”. Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль – предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся “на дело”, завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.

Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы – любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного. Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, – и человек падал замертво.

Фансигары

Умению пользоваться румалем обучались все тхаги, но право на это имел только бхутот. Если жертва оказывала сопротивление, на помощь душителю приходили “шамсиасы” – помощники. Они наваливались на несчастного и крепко держали его за руки и ноги.

После каждого убийства тхаги рассаживались по кромке большого ковра, расстилаемого на земле, и устремляли взоры на восток. Джемадар произносил короткую молитву и вручал каждому участнику операции по куску “священного” сахара желтого цвета. Душители были убеждены, что тот, кто однажды попробовал его, никогда не изменит своему делу. По всей вероятности, сахар содержал какое-то наркотическое вещество.

Не связывайся с Кали!

Здесь же на месте делили добычу. Могильщики снимали с убитых одежду и, сделав на трупах несколько глубоких надрезов, чтобы Кали было удобнее пить кровь, быстро зарывали тела ограбленных. Когда грунт попадался твердый, могилу рыли неглубокую и в грудь убитого вбивали деревянный кол, удерживавший тело на дне ямы. Могилу закидывали камнями, и дикие звери уже не могли ее раскопать.

Еще Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими «обманщиками». У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников, – писал Тевено. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитому.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов – “сотхи” бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами. Элемент пристижа тугов -никто не должен избежать смерти. Убежавших, выследят, найдут, убъют.

У тхагов было немало тайных покровителей. Услугами душителей не гнушались пользоваться владетельные раджи, а также высокопоставленные правительственные чины. Захваченную ими добычу охотно скупали ростовщики. Часть награбленного тхаги непременно приносили к алтарю одного из храмов Кали.

Обычно общины тхагов состояли из представителей средних каст индусской общины. Это могли быть не только тхаги в нескольких поколениях, но и бывшие кустари, мелкие торговцы, дезертиры из войск махарадж и султанов. Среди разбойников часто попадались мусульмане и сикхи, отдавшие себя под покровительство грозной богини.

Первое письменное свидетельство об индийских душителях относится к VII веку нашей эры и принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану. Тхаги полагали, что их “ремесло” запечатлено в каменной резьбе знаменитого пещерного храма в Эллоре, созданного в VIII веке. Особенно громко тхаги заявили о себе в XVIII – начале XIX века.

Пещерный храм в Эллоре

Деятельность душителей вызывала растущее недовольство в Индии. Дороги представляли серьезную опасность также для служащих Ост-Индской компании и христианских миссионеров. В 1812 году на дорогах Индии бесследно исчезли почти 40 тыс. человек. Колониальные власти были вынуждены предпринять против тхагов несколько крупномасштабных карательных экспедиций.

Только в 1831-1837 годах были обнаружены и захвачены более трех тысяч душителей. Почти каждый из них сознался в убийстве, а тхаг по имени Бухрам заявил, что собственноручно удавил 931 человека. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое “ритуальное” убийство. Как и все остальные члены секты Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для “удобства” в один конец платка завязывали несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей “покровительнице”. Опасаясь того, что туги попытаються спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на висилицу. Он официально занесён в книгу “Рекорды Гиннеса”, как самый масштабный серийный убийца в истории человечества. В среднем же, за свою жизнь, тхаг успевал отправить на тот свет две-три сотни людей.

Современные тхаги приносят в качестве жертвоприношения петухов каждый день в шесть часов вечера.

Однако до сих пор приходят сообщения о человеческих жертвоприношениях.

В литературе

Тхаги упоминаются во многих произведениях приключенческой литературы, включая роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», романы Эмилио Сальгари серии Сандокан и рассказ Конан Дойля «Домашние дела дядюшки Джереми» (англ. The Mystery of Uncle Jeremy’s Household), издаваемый в России под названием «Жрица тугов», а также в современной литературе ужасов, среди которой можно выделить романы писателей Дэна Симмонса «Песнь Кали» и Тома Холланда  (англ.) — «Раб своей жажды». В романе Луи Анри Буссенара «Среди факиров» туги помогают американскому капитану Пеннилесу, арестованному колониальными войсками. Большую роль душители играют в романе Эжена Сю «Агасфер».

В русской литературе душители присутствуют в повести Барона Олшеври «Вампиры: хроника графов Дракула-Карди», рассказах Гиляровского «Под весёлой козой» и Пелевина «Тхаги», в романе Г. Л. Олди «Чёрный Баламут». В приключенческой повести «Доктор Чёрный» писателя А. С. Барченко (1881—1938 гг.), заслужившего среди читателей начала XX века прозвище «русский Буссенар», туги убивают приёмную дочь-индианку главного героя Александра Чёрного.

В советской литературе туги упоминаются в романе Евгения Войскунского и Исайя Лукодьянова «Экипаж „Меконга“», а также в романе Еремея Парнова «Третий глаз Шивы».

В цикле фантастических романов Глена Кука «Чёрный отряд» туги послужили прообразом душил, поклоняющихся богине Кине (прообраз — Кали).

Упоминаются также в романе «Западные земли» Уильяма Берроуза в качестве так называемых лицедеев-душителей, которые зачастую присоединялись к группе путешественников и паломников под видом купцов или ремесленников, чтобы в нужный момент подать сигнал своим сообщникам, сидящим в засаде. Как только раздавался сигнал, Душители набрасывались на путешественников и убивали их. Затем они пробивали трупы своими ритуальными мотыгами во многих местах, для того чтобы газы, выделяющиеся при разложении, не привлекли собак, гиен или шакалов, и хоронили их в земле, разведя над могилой походный костёр.

В рассказе Роберта Говарда «Лал Сингх — рыцарь Востока» главный герой, сикх Лал Сингх, «положил глаз» на накопленные воровской шайкой деньги, атаманом шайки является душитель.

«Тхаги» — рассказ Виктора Пелевина 2010 года (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»). В рассказе подробно описана история секты, мораль и суть рассказа — в парадоксе сознательного стремления ко Злу.

В кинематографе туги действуют или упоминаются в следующих фильмах

  • «Ганга Дин» (англ. Gunga Din; США, 1939) — приключенческий фильм по мотивам стихотворной баллады Р. Киплинга. Индиец по имени Ганга Дин мечтает стать горнистом английских колониальных войск. В кульминационный момент схватки англичан с индийскими ритуальными душителями (тугами) главный герой осуществляет свою мечту.
  • «Душители из Бомбея» (англ. The Stranglers of Bombay; Великобритания, 1960) — детективный триллер режиссёра Теренса Фишера. Фильм является вольной интерпретацией реальных исторических событий, происходивших на территории Индии в XIX веке.
  • «Осьминожка» (англ. Octopussy; Великобритания — США, 1983) — 13-й фильм о приключениях Джеймса Бонда. Когда главный герой оказывается в Индии, его противник, злодей Камаль Хан, нанимает тугов, чтобы они расправились с Джеймсом Бондом. В финальных титрах актёры, сыгравшие тугов, представлены отдельной позицией под заголовком «The Thugs».
  • «Индиана Джонс и храм судьбы» (англ. Indiana Jones and the Temple of Doom; США, 1984) — с тугами, возглавляемыми верховным жрецом Мола Рамом, ведёт борьбу Индиана Джонс.
  • «Душители» (англ. The Deceivers; Великобритания — Индия, 1988) — приключенческий триллер, по сюжету которого в колониальной Индии 1825 года британский капитан Уильям Сэвидж внедряется в группу тугов, чтобы собрать доказательства их преступной деятельности.
  • «Тайны темных джунглей» (англ. Mysteries of the Dark Jungle; Италия, Франция, Испания, Австрия, Германия, 1991) — приключенческий мини-сериал по мотивам одноимённого романа Эмилио Сальгари и поздней книги серии Сандокана «Завоевание трона». Действие происходит в середине XIX века в Индии. Разбойники нападают на дворец махараджи в Рангнагар, чтобы заполучить легендарные сокровища. В схватке погибает почти вся семья махараджи, работники, воины. В живых остаются только три человека: принц Тремал Наик, сын махараджи, Гита, его няня, и воин Каммамури. Каммамури решает позаботиться о мальчике. Они поселяются в старом домике у реки. Тремал вырастает в смелого юношу, считающего джунгли своим домом. Не зная ничего о судьбе своей семьи, он думает, что Каммамури его отец. В это время в Аурангпоре похищают Аду, дочь британского полковника. Обезумевший отец не подозревает, что Мохан Сингх, махараджа из Аурангпоре, является таинственным главарём тугов, фанатичной секты, верящей, что Ада обладает магической силой.

В работе над публикацией использовались материалы Сергея Кузнецова

Статьи по теме

Back to top button