Работа телохранителя

Основы работы водителя-телохранителя. Часть 2

Как правило, разрабатываются минимум три маршрута движения, причем в той или иной ситуации каждый из них может стать основным.

Продолжение публикации специалиста НАСТ России Александра Аничина, посвященной работе водителя-телохранителя.

Вы уже на маршруте следования

Как правило, разрабатываются минимум три маршрута движения, причем в той или иной ситуации каждый из них может стать основным. Поэтому необходимо продумать варианты переходов от одного маршрута к другому. Важно помнить, что лучший маршрут – не значит самый короткий и прямой путь от дома до офиса или от дома до места работы жены руководителя и т.д., он должен быть наиболее безопасным.

По возможности следует исключить из маршрута «узкие» места, где наиболее вероятно нападение: железнодорожные переезды, пересечение с главными дорогами, места проведения дорожных работ, светофоры, левый поворот с одной улицы на другую (помеха справа), трамвайные остановки на центральной части улицы, пешеходные переходы.

Необходимо проанализировать обстановку на маршруте, особенно в «часы пик», чтобы избегать пробок и заторов, знать состояние дорог (освещенность, наличие выбоин и т.д.) и прилегающих к ним районов (каков там уровень преступности) – все это поможет лишний раз не подвергаться опасности.

На схемах прорабатываемых и утверждаемых маршрутов обозначаются места, где расположены службы правоохранительных органов и муниципальных учреждений, иных государственных служб, а также адреса расположенных на маршруте известных вам ЧОПов и СБ, адреса родственников и друзей охраняемого лица, которые могут оказаться полезными в той или иной критической ситуации.

Во время движения водитель обязан:

  • иметь постоянную связь с оперативным дежурным (ОД);
  • каждые 10–15 секунд вести наблюдение, не поворачивая головы, с помощью зеркал заднего и бокового обзора (вперед – назад, влево – вправо);
  • постоянно держать в поле зрения как можно большее количество автомобилей, находящихся на трассе;
  • уметь определять, ведется ли за машиной наблюдение;
  • при движении располагать автомобиль в крайней левой полосе для более эффективного препятствия обгону злоумышленниками слева;
  • при движении в городе держаться скорости, на 5–10 км/час опережающей скорость потока, соблюдая при этом правила дорожного движения;
  • правильно маневрировать в плотном потоке транспорта, никогда не занимая место за грузовыми машинами;
  • останавливаясь на запрещающий сигнал светофора, следует находиться в первом ряду, чтобы иметь возможность беспрепятственно продолжить движение;
  • обращать повышенное внимание на обстановку вокруг места прибытия;
  • во время стоянки или остановки обеспечивать охрану автомобиля.

Во время движения по маршруту возможна остановка по требованию сотрудника полиции. Как отличить настоящего сотрудника от ложного?

Это можно сделать по следующим признакам:

  • по форме одежды (она имеет специфические отличия от обычной формы сотрудника милиции);
  • полной служебной экипировке работника ГАИ;
  • наличию обязательных служебных атрибутов: жетона с личным номером, жезла и т.д.

Одинокий сотрудник ГАИ на безлюдном шоссе или в ином потенциально опасном месте без служебного автомобиля должен вызвать у вас настороженность. Если остановившие вас люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, вызывают у вас подозрение, не открывайте по их требованию двери и не опускайте стекла, не покидайте машину. В случае необходимости выразите готовность проследовать вместе с ними до ближайшего стационарного поста.

При аварии или поломке автомобиля водитель тут же сообщает о происшедшем оперативному дежурному. Необходимо сообщить причину остановки, указать точное место нахождения и в какой помощи вы нуждаетесь. После чего в зависимости от ситуации надо предпринять все меры для обеспечения безопасности клиента и эвакуации его на запасной (дежурной) машине или на частном автомобиле, такси, водитель которого не вызывает подозрений. В последнем случае водитель обязан сопровождать своего пассажира.

Всегда проявляйте повышенную бдительность и осторожность в случае непредвиденного «ремонта дороги».

Став свидетелем дорожно-транспортного происшествия, не останавливайтесь, сообщите об этом по телефону сотрудникам ГАИ, оставив свои координаты.

Если ваша машина попала в аварию за городом, но может продолжать движение, постарайтесь добраться до ближайшего поста ГАИ.

Если вы обнаружили, что за вами следят, убедитесь, что именно за вашей машиной ведется наблюдение. С этой целью несколько раз отклонитесь от маршрута, каждый раз возвращаясь на него. При слежке не следует предпринимать импульсивные, необдуманные действия. Свяжитесь с оперативным дежурным, доложите о преследовании, получите инструкции для дальнейших действий. Если почувствовали реальную угрозу, то останавливайтесь у ближайшего поста ГАИ или здания любого правоохранительного органа и обращайтесь за помощью.

Оторваться от преследования можно, используя скоростные качества автомобиля или резко остановившись у поста ГАИ или ВАИ.

Помимо постоянной готовности к отражению нападения и владения техникой маневрирования, водитель должен знать способы совершения нападений на автомобиль и признаки, им предшествующие.

Признаки опасности

Водитель должен обращать особое внимание:

  • на мотоциклы, причем как на водителя, так и на пассажиров;
  • на транспортные средства, в которых находятся двое и более лиц. При этом фиксировать, в какую сторону смотрят, каковы их телодвижения, повороты голов, насколько оживленно они между собой разговаривают;
  • на появление одного и того же водителя или пассажира в другом транспортном средстве;
  • на прохожих, которые наблюдают за автомобилем охраняемого лица;
  • на любое транспортное средство, которое пристраивается за вами, но не пытается обогнать вас или свернуть в сторону;
  • на любое транспортное средство, следующее за вами на протяжении 1 км или более с такой же скоростью.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо перепроверить намерения следующего за вами транспортного средства, остановившись или совершив маневр. Остановка или маневр должны выглядеть случайными и естественными, чтобы не насторожить тех, кто ведет наблюдение.

Остановиться или совершить маневр можно:

  • заехав на АЗС, СТО;
  • заехав на придорожную стоянку под предлогом покупки газеты, сигарет, воды и т.д.;
  • под предлогом осмотра автомобиля;
  • притормозив, не доезжая перекрестка и включив указатель левого поворота, будто вы хотите свернуть во двор или на стоянку и ждете, пока пройдет встречный транспорт;
  • включив указатель левого поворота, но проехав перекресток в прямом направлении.

При выполнении любого из вышеперечисленных приемов остановки, маневра не следует торопиться выходить из автомобиля. Когда следующий за вами автомобиль поравняется с вами, рекомендуется нагнуться ниже уровня окон.

Если угроза нападения неминуема и все признаки указывают на это, у водителя должен быть план собственных действий, опережающих возможные действия со стороны нападающих, чтобы сорвать или свести к минимуму эффективность нападения.

В результате маневра, во-первых, необходимо добиться того, чтобы автомобиль с клиентом не был заблокирован, а имел возможность для совершения маневра. Во-вторых, чтобы нападающая сторона потеряла ваш автомобиль из вида; в-третьих, для «нападающего» автомобиля создалась бы невыгодная дорожная ситуация; ваш автомобиль мог бы быстро развернуться и продолжить движение в обратном направлении; а также, резко увеличив скорость и маневрируя, препятствовать прицельному ведению огня.

Способы маневров

В отличие от бытующего мнения использование высоких скоростей в качестве технического маневра для ухода от преследования или нападения в условиях города, как правило, не дает положительного результата. Если водитель не является асом, вполне вероятно, что его автомобиль будет поврежден, разбит или выйдет из строя. Уйти от нападения можно лишь в результате заранее спланированных и искусно выполненных маневров, цель которых – привести нападающую сторону в замешательство или как минимум в невыгодное (неудобное) положение. Эти маневры обычно выполняются на скоростях меньше 80 км/ч.

  1. Выполнение неожиданных маневров для срыва готовящегося нападения, обеспечивая при этом максимальную безопасность пассажиров и водителя, как правило, возможно на скоростях 40-60 км/ч.
  2. Резкая остановка автомобиля. Данный маневр рекомендуется производить в тот момент, когда нападающая сторона начинает нападение. В этом случае нужно резко нажать на педаль тормоза, удерживая рулем машину в прямом положении, опуститься ниже уровня окон, упав на сиденье при интенсивном движении быть готовым к тому, что в вас могут врезаться сзади.
  3. Контролируемый занос. Этот маневр используется для поворотов на 180 градусов на высокой скорости. При правильном выполнении маневра нападающая сторона оказывается в полной растерянности. Не следует прибегать к нему на загруженных трассах. Данный маневр не исключает возможности столкновения транспортных средств, вследствие чего существует опасность сцепления бамперов или крыльев, равно как и возможность разрыва или повреждения покрышек автомобиля.
  4. Поворот с применением ручного тормоза. Применять его лучше на скользкой или грязной дороге, особенно хорошо на скорости 35–50 км/ч в зависимости от покрытия дороги (чем суше дорога, тем выше скорость). Техника выполнения такова: слегка поворачивая колеса в направлении поворота, используют ручной тормоз. Затем тормоза, блокирующие колеса, отпускаются, и задняя часть автомобиля поворачивается. Можно сделать поворот от 90 до 270 градусов. После завершения маневра уезжаете с места поворота, набирая скорость на пониженной передаче.
  5. Задний разворот («полицейский разворот»). После остановки машины включается задняя передача и, разгоняя автомобиль до 30–40 км/ч, при полностью выжатом акселераторе, поворачиваете рулевое колесо к открытой дороге. Передние колеса скользят. Когда боковое движение назад прекратится, включаете низкую передачу и, набирая скорость, уезжаете. Будьте готовы к повороту от 90 до 270 градусов.
  6. Y-образный разворот. Осуществляется только на широких дорогах или дорогах с мягкой, ровной обочиной.
  7. После остановки автомобиля включаете заднюю передачу и, выкручивая руль вправо или влево, выезжаете на обочину. Следите, чтобы задние колеса оставили дорогу. Включив первую передачу и усиленно газуя, поворачиваете колеса так, чтобы получить поворот на 90 градусов.

Помните, что излишняя скорость снизит возможность выполнения необходимых маневров и повысит шанс столкновения с препятствием. Техника поворотов на высокой скорости заключается в следующем: поворот начинается с внешней стороны изгиба или угла, затем вы смещаетесь на внутреннюю сторону дуги. Так вы добиваетесь наиболее прямой линии движения. Всякое торможение начинается заблаговременно до поворота, пусть инерция вынесет вас до наибольшей крутизны поворота. Тогда нажмите на педаль акселератора. Никогда не тормозите во время самого поворота. Не следует резко тормозить, если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, иначе автомобиль утратит сцепление с дорогой и вы потеряете управление. Если вам придется резко затормозить, то быстрое покачивающее движение руля выведет вас на прямую и не позволит застопориться колесам (включая автоматику). Уход задним ходом. Этот маневр применяют, если засада замечена на достаточно большом расстоянии, а дорога сзади свободна. Маневрируя, смотрите, где можно развернуться или уйти на примыкающие дороги.

Проезд сквозь препятствие (таран)

Данный маневр применяется в двух ситуациях:

  1. нападающая сторона вынудила вас съехать с дороги или преграждает ему путь вашему автомобилю;
  2. нападающая сторона неожиданно устроила засаду на дороге.

 Выполняется этот маневр следующим образом:

  • нацеливаетесь автомобилем на ту часть препятствия, у которой наименьший вес (т.е. задней частью автомобиля, за исключением тех марок автомашин, у которых двигатель расположен в задней части);
  • угол столкновения с препятствием должен быть 45–90 градусов;
  • удар наносится в последнюю четверть плоскости препятствия;
  • на расстоянии 8–12 метров от препятствия нажимаете на педаль газа и не отпускаете (при этом старайтесь думать не о столкновении, а о том, как быстрей проехать сквозь препятствие), крепко держа рулевое колесо;
  • сгруппируйтесь на водительском сиденье, приготовившись к умеренному по силе удару.

Источник

Статьи по теме

Back to top button