Ближний бой

Сиода Годзо: Выучи, а затем забудь

Способ преподавания Уэсибы Сенсея был отличным от современных инструкторских методик. В те дни Сенсей демонстрировал нам технику, которую мы должны были отрабатывать, просто давая нам идею передвижений. Он никогда не объяснял нам, как сделать ту или иную вещь.

Наблюдая за тем, что нам показывал Сенсей, мы старались раскрыть для себя эти техники. И не важно, что мы делали, Сенсей всегда стоял в сторонке, говоря при этом: «А! Хорошо! Хорошо!» Но, тем не менее, это только мешало, так как мы не имели ни малейшего понятия, что же было хорошо! Возможно, вам покажется, что это суровый метод тренировки, но Сенсей всегда чувствовал, что именно здесь проявляется Будо.

Сиода Годзо — основатель стиля Ёсинкан айкидо.

Позволим себе небольшое отступление от повествования господина Сиода

Годзо Сиода в юности изучал дзюдо. После того как в 1932 году во время демонстрации приёмов айкидо (в то время называвшееся айки-дзюдзюцу) его легко бросил Морихэй Уэсиба, Годзо Сиода стал его учеником. Сиода известен как один из наиболее знаменитых людей в истории айкидо. В 1961 году ему был присвоен Уэсибой 9-й дан айкидо, а в 1985 году Международной федерацией Будо ему был присвоен 10-й дан айкидо и звание Мэйдзин (яп. 名人 мэйдзин, «Великий мастер»).

Сиода обучался у Уэсибы с перерывами в общей сложности около десяти лет. В 1941 году, после окончания университета, он был направлен в Китай в составе Императорской армии Японии. Во время пребывания там, а также на Тайване и на Борнео, он имел несколько случаев на практике проверить свои навыки в боевых искусствах.

Во время одного из инцидентов, когда в Шанхае он выпивал в баре со своим армейским приятелем, последний вступил в ссору с членами местной банды, позвавшими на подмогу ещё троих бандитов. В то время Шанхай был довольно беззаконным местом, и китайские бандиты вполне серьёзно намеревались убить двух этих японских солдат. Сиоде и его другу удалось вырваться, но им пришлось отступить в комнату, куда ворвались затем четверо бандитов. В завязавшейся драке Сиода, используя принципы и приёмы айкидо, сломал ногу одному из нападавших, руку другому, и добил ещё одного из них сильным ударом в живот. Впоследствии он описал это происшествие как своё «прозрение в айкидо», и утверждал, что вы можете проверить, действительно ли работает ваше айкидо, только в подобных ситуациях, когда речь идёт о жизни или смерти.

Сиода вернулся в Японию после окончания Второй мировой войны, завершил процесс своего обучения у Уэсибы, и начал устраивать показательные выступления в полиции и армейских подразделениях. Это дало ему основу для создания в 1955 году собственного додзё, названного им Ёсинкан в память о додзё отца. Додзё располагалось в Токио, в районе храма Цукудо Хатимана. Впоследствии местоположение додзё несколько раз менялось, и теперь оно располагается в Такаданобаба, в Синдзюку, недалеко от станции токийского метро Такаданобаба линий Тодзай и Яманотэ.

Возвращаемся к рассказу мастера

Выражение, которое Сенсей всегда использовал: «Выучи, а затем забудь». Возьмем для примера шихонаге, в котором мы бросаем противника, атакующего фронтальным ударом. В первый раз всё получается замечательно, и поэтому вы пытаетесь бросить уке точно также ещё раз. Тем не менее, на этот раз сила и позиция его тела, точно так же, как и использование его энергии незримо изменились. Поэтому, если вы пытаетесь выполнить технику, как и в первый раз, то она будет неэффективной.

Единственный способ добиться правильности выполнения – внести соответствующие изменения в ваши движения тела в согласии с изменениями у противника. Не существует такого понятия, как «выполнение техники для каждой ситуации только одним способом». Вы не можете сделать одну и ту же вещь дважды. Техника будет работать всегда только в том случае, когда вы действуете соответственно в каждой отдельной ситуации. Сенсей всегда говорил: «Если вы не поймете этого, вы не поймете боевые искусства».

В конце концов, методика «выучи, а затем забудь» заключается не в том, чтобы пытаться повторить то, что делалось раньше, а в том, чтобы полностью выбросить из головы все предубеждения и рассматривать каждую ситуацию, как абсолютно новую, приходя таким образом к согласию с техникой. Затем вы сможете развить ощущение «улавливания момента», не полагаясь при этом на установленный алгоритм.

Парадоксально, но факт – методика, согласно которой мы выполняем заданные техники в настоящее время, детально описывая, куда должна идти нога, куда рука, в какой-то степени отходит от природы Будо.
Только сейчас я начинаю понимать те вещи, которые не упоминал Уэсиба Сенсей. В то время мы продолжали слепо тренироваться без понимания, что правильно, а что нет. Поэтому только те ученики, которые обладали природной сообразительностью, смогли уловить сущность боевого искусства Сенсея. В Додзё Уэсибы те, кто мог выполнить техники, выполняли их хорошо, а те, кто не мог – ушли.

Это было характерно для боевых искусств старых времен. Но времена меняются, и мы должны проложить более легкий путь для тех, кто хочет научиться Айкидо. Более того, современные люди размышляют логически, поэтому важно, чтобы инструкторские методики изменялись согласно этому. Вы можете сказать людям: «Станьте едиными с небом и землей!», но этого не достаточно для понимания. Именно поэтому мои методики преподавания, строго основанные на базе, существенно отличаются от метода Уэсибы Сенсея.

© Годзо Сиода

Источник

Статьи по теме

Back to top button