Магия гиены: верования и практики Западной и Южной Азии
Гиена изображается в африканском фольклоре как необыкновенное и противоречивое создание: она считается хитрой, жестокой, она питается падалью, являясь одновременно опасным и отвратительным зверем
Среди плотоядных млекопитающих гиены принадлежат к семейству Hyaemdae, включающему четыре вида: пятнистую гиену (Crocuta crocuta), полосатую гиену (Hyaena hyaena), бурую гиену (Hyaena brunnea) и земляного волка (Proteles cristatus) (Mills and Hofer n.d.).В то время как пятнистая гиена, бурая гиена и земляной волк распространены только в Африке к югу от Сахары, полосатая гиена (включающая пять подвидов) встречается в северной и восточной Африке, на Аравийском полуострове, а также в западной и южной Азии.
У этого хищника среднего размера крепкая голова, заостренные уши, его передние ноги длиннее задних. У полосатой гиены длинная шерсть и грива, которая может быть поднята в случае угрозы; кустистый хвост длиннее, чем у пятнистой гиены. Полосатая гиена питается падалью и останками животных, убитых другими хищниками. Она также охотится самостоятельно, в ее рацион входит множество беспозвоночных, овощи и фрукты, а также органические материалы, связанные с человеком. Массивные верхние зубы и сильные челюстные мышцы легко позволяют грызть и ломать кости и панцири. Другие характерные особенности полосатой гиены — слабое зрение, исключительная способность различать звуки и запахи, а также резкий запах, выделяемый анальными железами. В то время как полосатая гиена, так сказать, довольно молчалива, жуткие крики африканской пятнистой гиены часто напоминает вой и хохот. Полосатая гиена передвигается в одиночку или небольшими группами по большой территории и спит в естественных пещерах или глубоких норах, вырытых дикобразами или бородавочниками.
Краткий обзор легенд о полосатых гиенах в Африке
Прежде чем приступить к рассмотрению образа полосатой гиены в фольклоре Западной и Южной Азии, представляется целесообразным сделать краткий обзор гораздо более известных поверий о гиенах и связанных с ними обычаев в Западной и Центральной Африке. Серьезная критика источников связана с тем, что большинство антропологов не проводят различия между пятнистой и полосатой гиенами, которые часто сосуществуют на одной и той же территории. Аналогичным образом, во многих местных западноафриканских языках оба этих вида имеют одинаковые названия (Mills and Hofer n.d., Box 10.1). Поэтому в этом разделе дифференциация может быть проведена только со значительными оговорками и в тех случаях, когда анатомические особенности или место встречи говорят сами за себя и, следовательно, позволяют идентифицировать вид.
Гиена изображается в африканском фольклоре как необыкновенное и противоречивое создание: она считается хитрой, жестокой, она питается падалью, являясь одновременно опасным и отвратительным зверем, он воплощает в себе физическую силу, уродство и глупость, — но иногда изображается и как священное животное. Особенно явно этот контраст выражен в представлениях о пятнистой гиене. В западноафриканских сказках про животных она иногда изображается как «мусульманское» животное, хотя и не «хорошее» при этом, которое бросает вызов местному анимизму, существовавшему у народа бенга в Кот-д’Ивуаре (GOTTLIEB 1989, 490). В мифологии табва (этнические группы, проживающие в восточной части Центральной Африки), пятнистые гиены считаются «солнечными» животными, которые приносят на холодную землю теплый солнечный свет, но в Западной Африке это животное обычно символизирует безнравственность, вредные привычки , и другие отрицательные черты (GOTTLIEB 1989, 488; ROBERTS 1995, 75).
Дэвид Сапир сообщает, что диола из Южного Сенегала считают, что ведьмы ездят верхом на гиенах (1981, 531-33). К сожалению, этот автор не делает различий между пятнистыми и полосатыми гиенами. По крайней мере в Танзании считается, что ведьмы ездят только на пятнистых гиенах (личное общение с Херибертом Хофером, письмо от 21 марта 1998 года). Ведьмы используют этого зверя для своих поездок по ночам.
В «ритуалах превращения» различных тайных обществ, таких, как культ Коре у бамана (Мали), люди «становятся» гиенами, используя зооморфные шлемы-маски и играют драматические роли, полные непристойностей и изображения вредных привычек, но они могут также использоваться для запугивания участников (STRAUBE 1955, 2; ROBERTS 1995, 75–76).Инициация в этих обществах, тем самым, призвана чтобы избавить людей от таких привычек и черт характера в их реальной жизни. В культе Геледе у йоруба (Бенин, юго-запад Нигерии) маску пятнистой гиены (Kòrikò), надевают на рассвете, указывая на завершение предшествовавшей церемонии.
«Причину этого можно увидеть в том, что гиены являются пожирателями, которые съедают все… Он всегда появляется, чтобы подобрать остатки того, что оставляют после себя большие убийцы, такие как леопард. Вот почему гиен можно связать с заключительной частью чего-либо. Другое объяснение заключается в том, что появление гиены символизирует успешный концерт эфе: шутки, отпускаемые маской эфе были такими, что даже смеющаяся гиена вышла из леса, чтобы присоединиться к зрителям!» (LAWAL 1996, 250)
Если охотник из племени диола убьет гиену, он должен нести ее останки «с уважением» , как если бы это были кости старого человека, тем самым принимая меры предосторожности против злого духа гиены, действующего «от имени» убитого зверя.
В устных преданиях народов Западного Судана (где и пятнистая, и полосатая гиены сосуществуют), «человек-гиена» ( то есть гиена-оборотень) изображается как чудовищный разрушитель и людоед, который превращается в зверя, как правило, в середине ночи, и терроризирует людей, особенно влюбленных (CALAME GRIAULE and LIGERS 1961). Предполагается, что в человеческом облике оборотень частенько бывает колдуном, знахарем, кузнецом или дровосеком, и его можно узнать по различным признакам (волосатое тело, красные и блестящие глаза, гнусавый голос, и т.д.), которые напоминают внешний вид и привычки гиены.
Самка пятнистой гиены имеет удлиненный клитор, который издалека напоминает по форме мужской пенис. Кроме того, у нее есть псевдомошонка, похожая на мошонку самца. В результате, очень трудно (даже для зоолога) различить пол этих зверей. В результате такого кажущегося отсутствия полового диморфизма люди считали, что одна и та же гиена может попеременно отцовствовать как самец и рожать как самка (Grzimek 1970 192). Подобная андрогинность в ритуальной сфере предстает как идеальное «промежуточное звено». Во время инициации роль носителя маски (пятнистой) гиены часто заключается в том, чтобы превратить неофита в полноценное моральное существо, интегрирующее свои мужские принципы с женскими, как в культе Коре у бамана в Мали (ROBERTS 1995 75-76)
По словам Альмы Готтлиб, западноафриканские бенга в основном интересуются поведенческими особенностями пятнистой гиены: тот, кто случайно находит недавно умершее животное, у которого прямая кишка еще двигается туда-сюда должен немедленно заткнуть и успокоить анус, иначе человек может быть обречен вечно смеяться — явный признак скорой смерти (GOTTLIEB 1989 493). Однако пятнистая гиена угрожает не только индивиду, но и, как показывают другие легенды, всему социуму.
Готтлиб сообщает, что «однажды, возможно около века назад, одна [пятнистая] гиена вышла из леса и испражнилась на землю, в результате чего вся деревня была «проклята» (wi): если бы ее не эвакуировали, вскоре она стала бы местом бесчисленных смертей. Поэтому жители немедленно покинули старую деревню и выбрали новое место» (1989 493). По-видимому, белые, почти полностью минеральные фекалии гиен, считаются у бенга оскверняющими.
Полосатая гиена в Западной и Южной Азии
Этот пугливый и малоизвестный хищник в настоящее время обитает между Ближним Востоком, Западной Азией, южными районами Центральной Азии и Южной Азией (вплоть до Нилгири и Непала); в некоторых районах он практически вымер (Pocock 1941, 65-67 Harrison 1968, 274, 279 Heptner and Sludskij 1980 27-29; Mills and Hofer n.d.).3 В Иране, например, полосатая гиена была довольно таки распространена в течение всего XIX века, а в 1933 году о ней упоминает Альфонс Габриэль (Polak 1865 187; Gabril 1935,125). Ее можно было встретить вблизи крупных городов, таких как Тегеран, но, по-видимому, гиен не очень боялись, поскольку они не нападали на человека (POLAK 1865 187). Сегодня полосатая гиена бродит по степям и полупустыням аравийского Негева (Boneh 1987), южного Ирака, а также в южных, западных и северных провинциях Афганистана (Nauroz n.d., 39; Hassinger 1973, 144-46), Белуджистане и Нижнем Синде, особенно к западу от реки Инд (AlTKEN 1907 49; ROBERTS 1977 135-37). К востоку от Инда, в Пенджабе, западной и северной Индии, в настоящее время этот зверь почти не встречается, и очевидно, что ситуация отличается от реалий, по крайней мере, конца XIX века в таких районах, как Соляной хребет и район Хазара (ANONYMOUS 1883-84,15 Roberts 1977 137 Anonymous 1915 13). T. Дж. Робертс упоминает, что «[полосатые] гиены раньше в изобилии водились в Дера Исмаил Хане, где на них охотились с собаками, но, по некоторым данным, они редки даже в этих районах» (1977 136). Насколько мне известно, это животное по-прежнему обитает к югу и востоку от Агры на севере Индии, но крайне редко встречается в Раджастане. Большинство людей, с которыми я беседовал, никогда не видели гиену.
На фарси полосатая гиена называется «kaftar», на балочи «aptar», а на пушту «kog».Другие местные названия – «taras» на синдхи, а также targh или charkh, или «lagar bagar» (bhaga) на урду, хинди и пенджаби соответственно.
Охота на полосатую гиену в Афганистане и Пакистане
В районах, где полосатые гиены встречаются и сегодня, на границе между Афганистаном и Пакистаном, где проживают пуштуны и белуджи, а также в южном Пенджабе и пустыне Чолистан гиен либо убивают, либо ловят живьем. Жители деревень предпочитают стрелять в гиен, потому что верят, что те убивают ослов, поедают человеческие трупы и откусывает конечности маленьким детям, которые спят под открытым небом. Также сообщается о предполагаемых убийствах или похищениях детей полосатыми гиенами на Кавказе, в Азербайджане и Индии (Mills and Hofer n.d.).
Как сообщали мне в Систане, Кохате, Банну и Холистане, мясо полосатой гиены считается халяльным (ритуально чистым) и поэтому употребляется в пищу. Это соответствует правилам шафиитской школы мусульманского религиозного права, изложенным, например, в книге аш-Ширази (ум. в 1083 г.) «Китаб ат-Таухид»(ElSENSTEIN 1991 16), даже несмотря на то, что правоверным обычно запрещено есть мясо диких животных, которые используют зубы для убийства добычи.4 Очевидно, что неопределенность в классификации, с которой часто приходится сталкиваться при обсуждении этого вопроса неспециалистам в области религиозного права, обусловлена тем, что гиена всеядна, и питается как мясом, так и растительной пищей. Среди бедуинов Аравии полосатая гиена разрешена для употребления в пищу, но, как сообщает Смит (1903, 232), скорее, как лекарство. Во всей Африке, однако, употребление ее мяса в пищу в основном табуировано, и часто тушу гиены попросту сжигают (Calame-Griale and Ligers 1961 106; Gottlie b 1989 497, прим 9).
Если охотники, например, в Кандагаре, Кветте или Чолистане, убивают полосатую гиену, то делают это в основном для того, чтобы продать ее тушу или части тела. Звероловы, принадлежащие к маргинальным профессиональным группам, таким как тори 5 из южного Пенджаба, бродячие артисты каландар, или пайлох из Кандагара и Кветты, ловят полосатых гиен, чтобы использовать их в звериных боях. Они выпускают их сражаться с сильными, специально обученными собаками. Во время боя гиен привязывают веревками, чтобы в случае необходимости их можно было оттащить от собак (Naumann and NOGGE 1973, 83).
Полосатых гиен иногда ловят в ямы, как в южном Афганистане 6 или с помощью приманок и сетей, как сообщают из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В районе Кандагара смелые и опытные охотники, которых местные жители называют «пайлох» («босонгие»), используют необычный метод охоты 7. Гюнтер Ногге рассказывал, что охотник вползает в логово совершенно голым, держа в руке только веревку или петлю (NAUMANN and NOGGE 1973, 83; HASSINGER 1973, 146). Он продвигается все дальше и дальше и загоняет полосатую гиену в заднюю часть логова. Напевая магическую формулу «превратись в пыль, превратись в камень» 8, охотник доводит животное до состояния полной покорности, когда он может накинуть петлю на передние лапы и, наконец, вытащить гиену из норы. Герд Кунерт добавляет, что охотник дотрагивается до животного палкой, произнося при этом магическую формулу. Кроме того, вход в нору помощник заделывал глиной, чтобы предотвратить попадание света. Тем не менее, другие источники утверждают, что охотник использует факел (SWYNNERTON 1892, 375; ANONYMOUS 1915, 13; Hough 1926, 63). В связи с этими сообщениями об охоте, полученными из вторых рук, следует критически отметить, что вместо использования веревки или петли для поимки животного, более правдоподобно было бы накинуть тяжелый кусок ткани на голову гиены. К счастью, мы располагаем довольно точным рассказ из первых рук о таком способе поимки, переданный неким Саидом Даудом из района Пишин (Белуджистан), известным как опытный охотник. Он рассказал следующее Артуру Конолли, который путешествовал в тех краях в первой половине XIX в.:
«Проследив зверя до его логова, возьмите в правую руку веревку с двумя узлами, а на левую накиньте войлочный плащ, а затем уверенно, но тихо входите в логово. Животное не знает, в чем заключается опасность, и поэтому отступает к задней стене своего убежища, но вы всегда можете определить, где находится его голова, по блеску звериных глаз. Вы постепенно продвигаетесь к нему на коленях, и когда вы окажетесь вблизи, набросьте плащ ему на голову, подойдите к нему вплотную, и следите за тем, чтобы он не освободился; зверь так напуган, что пятится назад, и, хотя он может укусить через войлок, он не может повернуть шею, чтобы причинить вам боль, поэтому спокойно нащупайте две его передние лапы, накиньте на них узлы, а затем одним сильным рывком затяните их на задней части шеи и завяжите. Теперь зверь принадлежит вам и вы можете делать с ним все, что захотите. Обычно мы берем забираем пойманных гиен домой… и травим их собаками на равнине, обмотав челюсти веревкой, чтобы наши псы научились не бояться гиен, если они повстречаются с ними [в] дикой природе». (CONOLLY 1838, 134)
Применение частей тела полосатой гиены
Как ночные животные, пятнистые и полосатые гиены будоражат воображение людей. Белуджи и жители северной Индии верят, что колдуны или ведьмы по ночам разъезжают на полосатых гиенах (JANMAHMAD 1982, 143; CROOKE 1925, 425), а на Ближнем и Среднем Востоке полосатые гиены считаются воплощениями демонов (джинов) (CANAAN 1927,244; Wellhausen 1961 152; Eisenstein 1991 224). Гиену можно с полным основанием назвать загадочным животным. Об этом свидетельствуют многочисленные аравийские истории о собаках, которые из-за того, что на них падала тень полосатой гиены, становились глухими и слепыми до тех пор, пока хищник не похищал овцу (Schami 1992 122; Eisenstein 1991 53, 97 100).9 Многочисленные рассказы о ночных встречах людей с полосатыми гиенами свидетельствуют о важности животного в символическом мышлении бедуинов (Boneh 1987). Интересно, что медицинский трактат, написанный на фарси около 1376 года н. э. в Дели, содержит подробные инструкции магического характера о том, как обращаться с человеком, который может превращаться в полосатую гиену (IVANOW 1926 195). Это демоническое существо, получеловек-полугиена, называется «кафтар»; это создание имеет привычку нападать на детей и убивать их.
Однако самые любопытные сведения о полосатой гиене касаются использования ее тела. Уже в античности греки и римляне использовали кровь, экскременты, прямую кишку, гениталии, глаза, язык, шерсть, кожу и жир, а также золу из различных частей тела в качестве эффективного средства для защиты от зла и обеспечения любви и плодородия (STEMPLINGER 1948 118-19; также Baumann 1955, 59 Eisenstein 1991 99). Даже сегодня у западносуданских народов нос гиены служит магическим средством, гарантирующим хороший урожай, а хвост – обретение желанной женщины (Calame-Griaule and LlGERS 1961, 107). К сожалению, авторы не упоминают, идет ли речь о полосатой, или же пятнистой гиене. Аналогичным образом в Западной и Южной Азии части тела полосатых гиен играют важную роль в любовной магии и при изготовлении амулетов. Например, в Иране упоминается некий камень, извлеченный из тела гиены, который служит признанным средством защиты для того, кто носит его на руке (MASSE 1938, 326).
Мусульмане пакистанской провинции Синд подвешивают зуб полосатой гиены над чашей, чтобы не потерять «бараку» («изобили»») молока (ABBOTT 1932, 415). Хотя он не вдается в подробности, Уильям Крук сообщает из Северной Индии, что «с древних времен кровь [полосатой] гиены ценилась в народной медицине» (192) 371). Кроме того, в Индии считается, что употребление в пищу языка гиены помогает бороться с опухолями (Grzimek 1970 194; Mills and Hofer n.d., 5.3). Высушенная шкура полосатой гиены считается в Иране мощным амулетом, которая заставляет всех поддаться обаянию ее обладателя (Sykes 1910 239). Аналогичным образом, в Афганистане и Пакистане шерсть полосатой гиены используется в любовной магии, либо как амулет от болезней (SWYNNERTON 1892 375; также см. CANAAN 1914 129). Это может быть связано с тем, что волосы густой гривы и хвоста полосатых гиен очень длинные и упругие, что обычно соотносится с женской красотой. В районе Хайбера жир, полученный в результате сжигания кожи, наносится на мужской половой орган, а иногда принимается внутрь для обретения мужской силы. Говорят, что в Индии жир гиены служит лекарством от ревматизма (Grzimek 1970 194; Mills and Hofernd., 5.3).
В Афганистане вульву в форме глазницы (kus) сначала оборачивают в семь кусков шелка разного цвета (haft rang), а затем мулла носит их в течение семи дней под мышкой, чтобы придать ей силу (Клас Науман, личное сообщение). Говорят, что если мужчина посмотрит через вульву, которая превращается в своеобразные очки 10, то он обязательно добьется той, которую он так жаждет. Особым аспектом этого поверья и обычая является предполагаемая неизбежность его успешного применения. Это привело к появлению устойчивого выражения на языке дари (афгано-персидский язык) «kus-e kaftar bay», а также на языке пушту «kus-e kaftar ware», которые означают «вульва гиены» и приблизительно переводится как «все идет как по маслу» (т.е. происходит так же плавно, как если бы вы смотрели через вульву самки полосатой гиены).
Пуштуны Северо-Западной пограничной провинции и Белуджистана покрывают вульву красным порошком синдура, что само по себе связано с браком, сексуальносьюи и плодородием. Чтобы привлечь молодых людей, гомосексуалисты и бисексуалы используют прямую кишку полосатой гиены, по возможности вырезанную из свежеубитого животного, пока сфинктер ануса еще подвижен. Таким образом, выражение «обладать анусом [полосатой] гиены» обозначает того, кто привлекателен и имеет много друзей (любовников). С той же целью, пенис полосатой гиены иногда хранят в маленькой коробочке, наполненной синдуром.
Использование гениталий и прямой кишки полосатой гиены подчеркивает необыкновенную ауру волшебства, которая окружает это животное. Однако полосатая гиена — обычное млекопитающее, не имеющее никаких особых анатомических или поведенческих черт, из которых можно было бы вывести магические верования и практики. Таким образом, главный вопрос остается открытым: могут ли магические свойства, приписываемые полосатой гиене, быть связаны с каким-либо культурным или историческим измерением? Заманчиво сослаться на африканскую пятнистую гиену с ее своеобразной андрогинной анатомией, чтобы объяснить магичность полосатой гиены, но это привело бы лишь к умозрительным объяснениям. В африканских народных поверьях пятнистая гиена считается одновременно самцом и самкой «в одном лице». Таким образом, в «паразоологическом» мышлении африканцев к югу от Сахары пятнистая гиена символизирует андрогина, обладающего ярко выраженной сексуальностью. Согласно мифологическим представлениям, гиена также имеет отношения к Луне и бисексуальности (BAUMANN 1955,244-47). В то время как пятнистая гиена наделена такими символическими значениями, проистекающими из биологических фактов, это ничем не оправдано для полосатой гиены, в анатомии которой вообще нет андрогинных черт.
Приведенные выше этнографические данные из западной и южной Азии свидетельствуют о том, что определенные качества полосатой гиены в виде объективированных сексуальных сил (вульва, анус) передаются человеку, обеспечивая тем самым
плодовитость. Аспект фертильности еще больше подчеркивается в довольно фантастическом рецепте, рекомендуемом в Пенджабе в качестве средства от бесплодия:
«Женщина должна приманить полосатую гиену и, сев на нее ночью обнаженной, прижав лицо к хвосту зверя, должна проскакать на ней по кругу семь раз, после чего она сходит с места, делает семь саламов и кормит гиену хлебом, топленым маслом гхи и чатти, которые кладет на свое покрывале, расстеленное на земле. Говорят, что женщины также украшают [полосатых] гиен своими серьгами». (SWYNNERTON 1892 375)
Остается открытым вопрос, почему, особенно в афганском и пакистанском фольклоре, полосатая гиена ассоциируется с любовной магией и плодородием. Во-первых, нельзя исключить, что слухи о ярко выраженной сексуальности африканской пятнистой гиены распространялись на север и восток, например, из Эфиопии, где пятнистые гиены жили в тесном симбиозе с человеком (Хофер, письмо от 21 марта 1998 г.), и достигли западной и южной Азии. Верования о пятнистой гиене могли передаваться из уст в уста торговцами, дервишами, мигрантами и т.д., а затем перешли на местную полосатую гиену. Второй гипотезой может быть гипотетическое более раннее существование пятнистой гиены в западной и южной Азии, аналогично распространению, например, льва, леопарда и гепарда в Иране до начала XX века. Не исключено, что традиционные представления о ныне вымерших пятнистых гиенах в этом регионе могли быть перенесены на родственный вид — полосатую гиену. Разумеется, в настоящее время нет никаких дополнительных доказательств, подтверждающих эту гипотезу.
Примечания
1.Предполагаемая глупость полосатой гиены, по-видимому, является общей чертой, которая вдохновляла как арабские, так и пенджабские басни (см. EISENSTEIN 1991 37, и прим. 71; SWYNNERTON 1892, 375).
2. Подробнее об этих видах смены пола см. O’FLAHERTY 1980 303.
3. О гиенах в Аравии см. Drake 1871,324, 327; Harrison 1968,274; WRANIK 1993,14.
4. Очевидным исключением является Хеврон (Палестина), где мясо полосатой гиены
следует есть в случае приступа лихорадки (CANAAN 1914 129).
5. Тори представляют собой маргинальную социальную группу, мужчины которой охотятся на шакалов, волков, кроликов и т. д. Они также продают шкуры и сезонно работают в качестве сборщиков урожая (о других занятиях см. ROSE 1911 466).
6. Об этом методе также сообщается из Дарфура к западу от Кордофана (Судан): «Жители
страны роют для них [полосатых гиен] ямы и, лежа в засаде, ждут, когда зверь попадется в ловушку, и оглушают гиен дубинками или протыкают копьями» (BROWNE 1799, 260).
7. Пайлох — общий уничижительный термин для бедных людей низкого социального положения. В Кандагаре пайлохи также известен тем, что ходят по раскаленным углям и выполняет другие трюки, например, берут в руки раскаленные инструменты. Кроме того, они имеют репутацию бандитов и преступников (Осман Салими, личное сообщение).
8. Герд Кунерт (письмо от 4 декабря 1990 г.).
9. См. STEMPLINGER 1948118. Греки и римляне в древности также верили, что
собака внезапно перестанет лаять, если ее коснется тень (полосатой?) гиены.
10. Записка Класа М. Науманна (от 17 ноября 1971 г., Кабул, Афганистан) о вырезании солдатом гениталий самки полосатой гиены, чтобы использовать их для любовной магии. Животное содержалось в Кабульском зоопарке и, по-видимому, было отравлено.
Автор Юрген В. Фрембген
Автор перевода @svart_ulfr Ulfr Gunnarsson
Источник