Нокаут

Передвижение по рингу

К овладению техникой передвижения приступают сразу после того, как занимающиеся научились принимать боевую стойку.

Искусно двигаясь по рингу, боксер по своему желанию может находиться вне боевой дистанции, не подпускать к себе противника, всегда готов встретить его атаку, выбрать место и время для своей атаки. В зависимости от дистанции меняется характер передвижения. Чем дальше находятся противники друг от друга, тем передвижение активнее, боксеры двигаются по всему рингу. По мере сближения боксеров до действия в средней дистанции передвижение ограничивается, шаги делаются короче, площадь действия на ринге уменьшается. Во время ведения ближнего боя передвижение сводится к минимуму. Возникает обоюдное сопротивление, бой принимает несколько силовой характер, боксеры перемещаются короткими и редкими шагами, на небольшом участке ринга. Искусное передвижение раскрывает большие возможности перед боксером в применении технико-тактических средств.

С чего начать?

К овладению техникой передвижения приступают сразу после того, как занимающиеся научились принимать боевую стойку. Сначала учатся делать одиночные шаги вперед, назад, в стороны и по кругу с боковой позиции. Отталкиваясь ногой, находящейся сзади, передней делают небольшой шаг вперед, при этом находящаяся сзади нога быстро подтягивается для сохранения начального положения; при шаге назад отталкиваться надо впереди стоящей ногой, после чего подтянуть ее для сохранения прежнего расстояния между ногами. Шаг вправо делают правой ногой, шаг влево — левой. Между стопами следует сохранять необходимое расстояние для устойчивости. Ноги не перекрещиваются. Передвижение происходит небольшими легкими скользящими плавно шагами, без рывков, с тем чтобы сохранять устойчивость и удобные исходные положения для атак и контратак.

Практически передвижение на ринге происходит шаг за шагом в разных направлениях. Шаги слитые, поэтому боксер должен научиться двойным и тройным шагам вперед, вперед-в сторону, назад, в стороны, назад-в сторону и по кругу, постоянно меняя направление (например, после трех шагов по кругу — два вперед или после двух шагов назад — один вперед и т. д.). Передвигаются боксеры на носках или на передней части стопы, повороты делают на передней части стопы опорной ноги. Если для поворота влево опираться, например, на правую ногу (вокруг которой и делается поворот), то левую отставляют в сторону партнера, чем восстанавливают боевую позицию. Быстрому повороту туловища вокруг опорной ноги способствует переставление другой ноги вперед или назад.

Так как боксер непрерывно пользуется атакующими, контратакующими или обманными движениями, сближаясь с партнером или увеличивая дистанцию, уклоняясь от ударов и сам нанося их, удерживаясь в боевой дистанции, то он должен хорошо овладеть так называемыми челночными шагами вперед и назад, отталкиваясь то левой, то правой ногой, сочетая шаги с движениями туловища назад и вперед.

После передвижения в боковой позиции переходят к передвижению во фронтальном положении, когда ноги находятся на одной прямой на ширине плеч.

Так же, как и в первом случае, сначала надо научиться легко отталкиваться обеими ногами, перенося массу тела то на одну, то на другую. Потом отрабатывают одиночные, двойные шаги вперед, назад, в сторону и по кругу на передней части стопы. При передвижении из фронтального положения может быть выдвинута вперед как левая, так и правая нога. Шаги делаются неширокие, легко, плавно, по одному, по два, по три, и разных направлениях.

Далее передвижение следует сочетать с небольшими уклонами влево, вправо, назад, вперед, в стороны, назад-в стороны и нырками; например, с шагом вправо из фронтального положения уклон делается вправо; с шагом назад левой — уклон влево-назад и т. д. Комплексное изучение передвижения с уклонами облегчает создание удобных исходных положений для нанесения контрударов.

Некоторые методические указания к обучению передвижению

Под общую команду занимающиеся делают шаги вперед, назад, в стороны. Преподаватель нужное количество раз сам показывает упражнения и объясняет рациональность действия, следит за тем, чтобы во время шагов вперед, назад и в стороны занимающиеся правильно переносили массу тела с ноги на ногу, впереди стоящая нога находилась на передней части стопы, а сзади — пружинила на носке то сжимаясь, то выпрямляясь для толчка всего тела вперед. Так как занимающиеся сосредоточивают внимание на передвижении, часто опускают руки и теряют положение боевой стойки, преподаватель должен это контролировать.

Усвоив одинарные, двойные и тройные шаги вперед, назад, в стороны, повороты, следует переходить к изучению и совершенствованию челночных шагов. Чтобы выработать у занимающихся реакцию на действия партнера и сохранять нужную дистанцию, преподаватель, став в боевую стойку перед группой, дает задание повторять за ним все движения в зеркальном изображении: если он делает шаг или три шага вперед, то вся группа делает столько же шагов назад, если он делает шаг вправо, то вся группа — шаг влево и т. д. Так же выполняют упражнения с поворотами. Под общую команду, также в зеркальном изображении, группа повторяет повороты, «челночные» шаги и другие действия.

После овладения передвижениями в общем строю следует перейти к изучению передвижений в парах. Один из занимающихся является ведущим, а другой повторяет его движения в такой же последовательности, как и в общем строю. Чтобы легче было руководить группой, ее можно рассчитать на «первый и второй»: сначала ведущими являются первые номера, а потом вторые.

Упражнения в парах занимающиеся должны выполнять самостоятельно. Каждая пара может передвигаться во всех направлениях, но так, чтобы не мешать соседней. Сложные упражнения в парах на сохранение дистанции вырабатывают также реакцию на действия партнера. Преподаватель ходит между парами и вносит поправки, периодически останавливает работу группы, делая общие замечания за ошибки, встречающиеся у большинства занимающихся. Надо иметь в виду, что чем короче пауза между действиями ведущего и действиями повторяющего, тем лучше (быстрее) реакция. Для занятий в парах рекомендуются упражнения, развивающие подвижность и устойчивость, например: передвижения по большому и малому кругу влево и вправо, приставными шагами, когда стопы находятся на одной прямой, с быстрым шагом или двумя вперед (к центру круга), левой или правой ногой принимая боковое положение, как бы для атаки и снова переходя к движению по кругу в левую или правую сторону с внезапными шагами назад или назад-в сторону, с поворотами.

Как упражнение для передвижения в средней и ближней дистанции подобные шаги делают более короткими. При этом боксер более собран, несколько наклонен вперед. Овладев способами передвижения на разных дистанциях и изучив, в дальнейшем, механику движения ударов, шаги сочетают с имитирующими действиями разных ударов как левой рукой под шаг левой, правой под шаг правой, так и левой рукой под шаг правой и правой рукой под шаг левой (одноименно и разноименно). Во время выполнения упражнений в передвижении следует практиковать и защитные действия, главным образом уклоны и нырки. Это будет развивать координацию передвижений с ударами как при атаках, так и при встречных контратаках.

При первоначальном изучении техники передвижений наиболее часто встречаются такие ошибки:

а) неправильное положение туловища, головы и рук;

б) нарушение расстояния между ногами при выполнении шагов;

в) передвижение на всей стопе (нога, находящаяся сзади, не на носке);

г) «тяжелое» передвижение из-за неумения координировать действия туловища с ногами;

д) нерациональное расположение стоп, неправильное их направление, что затрудняет передвижение;

е) при передвижении переплетаются ноги, что способствует потере равновесия.

Передвижению надо уделять много внимания, особенно в начальном периоде подготовки боксеров. Упражнения в передвижении следует практиковать в занятиях разной направленности, по общей и специальной физической подготовке, в комплексах утренней гимнастики, при разминке, в начале и конце занятий по совершенствованию техники и тактики, в упражнениях бой с тенью и др.

Источник Романенко М.И., «БОКС», Киев, изд. объединение «Вища школа», 1978 г., 296 с.

Статьи по теме

Смотрите также
Close
Back to top button