Игорь Чернов: Зачем нужна служба безопасности?
Ошибка первая – стремление наших бизнесменов самим управлять работой службы безопасности!
Если у вас паранойя, то это совсем не значит, что за вами никто не охотится! Народная мудрость.
Нередко приходится слышать: а зачем вообще нужна служба безопасности? Отдел продаж понятно, они деньги зарабатывают. Отдел маркетинга тоже всё ясно. Тоже зарабатывают. Даже бухгалтерия понятно. Они деньги учитывают, отчёты сдают и налоги минимизируют. То есть по большому счёту тоже зарабатывают. А вот служба безопасности зачем? Они же не зарабатывают, а только тратят. Вот есть у нас охранная фирма, с которой у нас договор. Они нас охраняют. Нам достаточно. А содержать службу безопасности – не что иное, как кормить бездельников. В условиях кризиса мы себе позволить этого не можем.
Попробуем разобраться так ли это
Начнём с самого начала. Все знают что такое государство и какова его структура. Так вот, любая компания – это маленькое государство. Со своим Президентом и бюджетом. Со своими правилами и со своим населением. И со своими угрозами. Как внешними так и внутренними. Возьмём как пример внутренние угрозы. В любом государстве живут не только добропорядочные граждане, но и диссиденты, и преступники, и предатели. Да, их немного по сравнению с добропорядочными гражданами. Но ущерб государству они могут нанести внушительный. Точно так же дело обстоит в любой компании. Далеко не все ваши работники душой болеют за ваш бизнес и готовы жизнь и здоровье за него отдать. Есть немалая часть тех, кто не задумываясь особо предаст в трудную минуту. А есть и те, кто и трудной минуты ждать не будет. Предаст при первой же подвернувшейся возможности. Или сам создаст такую возможность. И не говорите мне что таких у вас нет. Вы просто не знаете. Не можете вы знать, что у каждого вашего работника на уме. Поговорка о том кто водится в тихом болоте тут как нельзя кстати. Конечно, каждому руководителю предприятия хочется иметь работников только честных и преданных. Но где ж таких взять? Жизнь такова, что имеем то, что имеем. Или посмотрим на внешние угрозы. Каждая страна отстаивает свои национальные интересы. У каждой страны есть друзья и враги. Для многих государств есть угроза войны или террористического акта. Абсолютно такая же картинка и с компаниями. У любой компании есть деловые партнёры и конкуренты. И есть множество преступных элементов, которые не прочь тем или иным способом завладеть активами компании или самой компанией. Я не буду здесь перечислять все угрозы, которые представляют опасность для компаний. Их много и они известны. Кто стоит на страже государства? Силовые структуры. Армия, полиция, спецслужбы. Так вот. Служба безопасности и является силовым органом любой компании. Она выполняет функции армии и полиции. Разведки и контрразведки. И тут уместно вспомнить известное наполеоновское изречение. Кто не будет кормить свою армию, тот будет кормить чужую. И получается, что в наше непростое время служба безопасности – единственная структура, которая должна противостоять всем угрозам. Надежда на правоохранительные органы небольшая, прямо скажем. Да и административный ресурс нынче далеко не всегда работает. Действительно, сложно себе представить что некий «агашка» звонит лидеру бандгруппы, которая откуда-то приехала с целью совершения разбойных нападений на офисы компаний (кстати уже началось, читайте новости) и говорит ему – ты вот такую-то компанию не трогай, она под моей «крышей». Смешно же.
Почему же зачастую у наших бизнесменов службы безопасности работают не так как надо, и от этого воспринимаются как нечто не нужное? Потому, что при организации работы службы очень часто допускаются ошибки. Причём ошибки почти всегда одни и те же.
Ошибка первая – стремление наших бизнесменов самим управлять работой службы безопасности. То есть указывать не только то, что надо делать, но и как это делать. Природа этой ошибки понятна. Множество наших бизнесменов считает – раз я создал и развил компанию, раз я умею управлять компанией и увеличивать продажи то прекрасно знаю, что и как надо делать в области обеспечения безопасности. Недаром же я столько сериалов посмотрел и на различных сайтах статей прочитал. Я как-то у одного такого спросил – а когда тебе хирург будет аппендицит вырезать, ты тоже будешь ему указывать как это делать? Последствия данной ошибки тоже стандартны. Сотрудники занимаются не тем, что действительно требуется для обеспечения безопасности, а выполняют зачастую бесполезную работу. Мероприятия, призванные обеспечить безопасность компании либо вообще не планируются, либо проваливаются. Во всём виноваты, естественно, нерадивые сотрудники, не справившиеся с задачей. Эти сотрудники увольняются, а вместо них набираются другие. И так по новой. Лично знаю несколько компаний, где личный состав служб безопасности менялся по три-четыре раза. Мораль – доверяйте профессионалам.
Ошибка вторая, зачастую вытекающая из первой – отсутствие стратегии в работе служб безопасности. Назовите мне компанию, в которой была проведена работа по исследованию и классификации угроз, потенциально опасных для данной компании исходя из её вида деятельности (аудит безопасности). Ведь угрозы, например, для банка, нефтяной компании и компании, владеющей сетью супермаркетов различны. И у какой компании есть реальный план работы службы безопасности, где расписаны все действия и обязанности по предупреждению и реагированию на такие угрозы? У какой компании есть нормальное рабочее Положение о коммерческой тайне не на двух страницах? И назовите мне хоть одну компанию, у которой есть план работы по обеспечению коммерческой тайны, соответствующий этому Положению? В лучшем случае всё сводится к даче работниками подписки о неразглашении коммерческой тайны. И назовите мне хоть одну компанию, где с работниками, давшими такую подписку, было проведено хоть одно занятие по соблюдению режима коммерческой тайны? Ну и так далее. Я, например, знаю ровно одну! такую компанию. Отсюда зачастую вся работа служб безопасности сводится к стандартным проверкам и реагированию на уже свершившиеся факты. Мораль – доверяйте профессионалам.
Ошибка третья. Отсутствие бюджета. Показателен разговор, состоявшийся у меня с одним начальником службы безопасности одной не самой маленькой компании. Когда я у него спросил – сколько у тебя в службе человек, и какой у службы бюджет? Мне было сказано – я в службе один (это на четыреста работников) и бюджета нет. На все просьбы принять хоть одного человека в помощь и выделить хоть какой бюджет мне было сказано – мы тебе зарплату платим вот и справляйся. Обеспечивай безопасность. А не справишься – наймём другого. А если пробить что надо – обращайся к своим друзьям, которые у тебя остались в органах. Пусть помогают. Ну что тут сказать? Очень интересный подход к обеспечению, что самое интересное, собственной, не чужой, безопасности. И такой подход встречается очень часто. Тут без комментариев.
Ошибка четвёртая – тот самый пресловутый человеческий фактор. Не секрет, что зачастую сотрудники служб безопасности у нас подбираются по критериям родства или личного знакомства в ущерб профессионализму. Что из этого происходит – могу рассказать на примере. Как-то меня попросил подъехать знакомый, директор крупной производственной компании. Ему надо было провести мероприятия, связанные с пресечением торговли контрафактной продукцией. Выслушав проблему я согласился, но сказал – не понимаю почему ты меня об этом просишь, это же работа твоей службы безопасности, они за это зарплату получают. В ответ мой знакомый тяжело лишь вздохнул. Всё стало понятно когда я поближе познакомился с его службой безопасности. Возглавлял её родственник, целый генерал на пенсии. И работали там ещё три бывших полковника, с которыми этот генерал служил в своё время. Вся их работа сводилась к решению кроссвордов, питью чая и в надзоре за охраной, чтобы та не нарушала установленной формы одежды. К слову сказать, некоторое время спустя мой знакомый эту службу безопасности разогнал, нанял толкового профессионала и сейчас у него служба безопасности одна из самых лучших. Мораль – доверяйте профессионалам.
И наконец пятая весьма распространённая ошибка – ожидание от службы безопасности постоянных результатов. Тут тоже с точки зрения руководства компании всё понятно. Зачем содержать службу безопасности, если ничего не происходит. Никто не покушается. И очень немногим приходит в голову простая мысль – ничего не происходит именно потому, что служба безопасности работает. Представьте себя на месте лидера той бандгруппы, которая планирует разбойные нападения на офисы компаний. Есть два перспективных офиса, в которых регулярно бывает много налички. В одном служба безопасности работает чётко, офис оборудован, охрана управляется и контролируется, работники знают свои действия в случае чрезвычайной ситуации. В другом же вся безопасность заключается в наличии помятого охранника, кое-как осуществляющего пропускной режим и не представляющего никакой угрозы для нападающих. Куда вы пойдёте за деньгами? Хороший вопрос.
Ну и напоследок. Содержание службы безопасности – действительно дорогое удовольствие и не все компании в наше трудное время могут себе это позволить. Но она нужна. Как выходить из данной ситуации? Подскажу. В последнее время на рынке появились предложения компаний, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности предприятий. Они и разработают необходимую документацию и проведут занятия с работниками. Проверят контрагентов и работников. То есть обеспечат введение и функционирование режима безопасности на предприятии.
Берегите себя.
Автор Игорь Чернов, директор ТОО «Informsecurity»