Конфликтная ситуация и способы решения конфликтов
Всегда нужно четко понимать с кем вы ведете спор или пытаетесь разрешить конфликт.
Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упростит эту задачу.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя внимание расхождению истинных и заявленных целей) и оценить потенциальную угрозу (к чему может привести конфликт).
При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнера вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого. Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления “истины”, он может отражать как давно затаенную обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль “последней капли” при необходимости “высвободиться” от накопившегося раздражения, гнева.
Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:
• Как воспринимается проблема противной стороной?
• Что лежит в основе проблемы, и ее значение для каждой из сторон?
• Насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную?
• Что скрывается за реакциями другого человека?
• Соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)?
• Что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт?
• Что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как хотелось бы?
• Каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии ситуации?
• Какова степень физической опасности для вас?
Нужно четко понимать с кем вы ведете спор или пытаетесь разрешить конфликт. Часто уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своей позиции старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своем, скрывая под “принципиальностью” свою слабость.
Очень непросто приходится в разговоре в том случае, когда возникла необходимость вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, оппонентом обличенным властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, “кто здесь хозяин” и “утопить” переговоры.
Непросто выстраивать конструктивный диалог с интеллектуально недалекими или неуравновешенными людьми:
- Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл.
- Во-вторых, стиль поведения однообразен – враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень – уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные “доказательства” таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу – физической силе.
После того, как анализ ситуации проведен, выбирают стратегию разрешения конфликта (стиль поведения). Специалисты выделяют ПЯТЬ типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Понятно, что каждую из перечисленных ниже стратегий следует использовать только в той ситуации, в которой данная стратегия наиболее целесообразна.
1. Стратегия “соперничество, конкуренция” – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип “кто кого”, и опасный, поскольку есть риск проиграть.
Эту стратегию следует избирать, когда:
• вы обладаете большими возможностями (властью, силой и т.п.), чем оппонент;
• требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
• нечего терять и нет иного выбора;
• исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
• вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
• приходится “работать” на глазах у других людей, мнение которых небезразлично.
2. Стратегия “игнорирование, уклонение от конфликта” – стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы более серьезно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы. Рекомендуется при разрешении конфликта с руководством.
Эту стратегию следует избирать, когда:
• отстаивание своей позиции для вас непринципиально или предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;
• наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
• открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
• в ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы;
• проблема кажется безнадежной;
• отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
• вас не особо волнует случившееся;
• вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
• пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
3. Стратегия “приспособление” – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Близка к стратегии “игнорирование”.
Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:
• проблема непринципиальна для вас;
• есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной;
• нужно выиграть время;
• предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.
4. Стратегия “сотрудничество” – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон, пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу. Наиболее открытый и честный стиль, предполагает активное участие в решении конфликта с учетом интересов своих и оппонента. Часто используется для решения открытых и затянувшихся конфликтов.
Применяется в случаях, когда:
• необходимо найти общее решение, если проблема слишком важна для обеих сторон, никто не хочет уступать, и компромисс поэтому невозможен;
• у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, и вы хотите их сохранить;
• есть время поработать над возникшей проблемой;
• ваши возможности примерно равны возможностям оппонента.
5. Стратегия “компромисс” – урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. Варианты компромисса – принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.
Стратегия применяется, когда:
• у сторон одинаково убедительные аргументы;
• необходимо время для урегулирования сложных проблем;
• необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
• сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
• обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
• вас может устроить временное решение;
• удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
• компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА, в соответствии с принятой стратегией поведения, необходимо принять ограничения, которые накладывает противник, и наложить свои ограничения. При этом необходимо быстро и легко перестраиваться и лавировать.
При разрешении конфликтной ситуации нужно учитывать следующие правила поведения и реагирования на конфликтующего человека:
• Нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не совпадающее с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на атаку атакой. Помните о том, что как только общение переходит на повышенные тона, никого уже не слышат, кроме себя.
• Следует проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое искренне сочувствие. Внимательно выслушайте собеседника-оппонента, не прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. Хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного – тем самым человеку дается понять, что он услышан и понят.
• Как только оппонент “иссякнет”, следует спокойно высказать мнение о том, “что его позиция очень даже интересная, и ее можно было бы принять” и тому подобные одобрения, которые влияют в сторону снижения агрессии, гнева, возмущения и изначального пыла. Тут же мягко добавить, что “именно эта идея (план, позиция, желание и т.д.) и разрабатывается (рассматривается, обсуждается, принимается и т.д.), но имеются некоторые нюансы, которые требуют уточнения и мешают…” – это обезоруживает даже самого ярого, враждебно настроенного противника.
• Необходимо избегать столкновений личного характера. Не следует воспринимать ненормативную лексику и словесные оскорбления в свой адрес, уяснив для себя, что этого человека нужно воспринимать таким, каким он себя подает, не пытаясь урезонить его или призвать к соблюдению приличия.
• В разговоре нужно стараться быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику. Кроме всего прочего, сдержанность и спокойствие снижает общий накал страстей.
• Говорить с оппонентом нужно на “понятном” ему языке, медленно и правильно, избегая слов-паразитов. Не следует демонстрировать свое интеллектуальное превосходство.
• В уже развивающемся конфликте нельзя спешить с ответной реакцией. Лучше всего выдерживать паузы, как бы “пропускать мимо ушей” любые реплики и требования. Вместо ответа на заявленные вопросы задать свой вопрос, совершенно не по “теме”, чтобы выиграть время для обдумывания своей тактики и стратегии.
• Полезно отвлечь внимание партнера от болезненного вопроса, хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приемы – от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что-то до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки и т.п.
• Желательно высказывать собеседнику-оппоненту не готовые оценки и мнения, а свои чувства, состояния, вызываемые его словами: это заставит вашего партнера отвечать не односложно, а развернуто, мотивированно, с пояснением своей позиции. Прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду, вы должны быть уверены, что правильно все поняли.
• В общении следует избегать закрытых поз, например, не складывать руки на груди.
• По возможности избегайте долгого взгляда собеседнику-оппоненту глаза в глаза – в этом случае может возникнуть агрессия.